Первая и наиболее известная постановка балета по роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (исп.: El ingenioso hidalgo don Quijote de la Mancha) была сделана под музыку композитора Людвига Минкуса, а создал свою хореографическую версию балетмейстер Александр Горский. История постановок этого балета широка. Первый раз «Дон Кихота» публика увидела в Большом театре 14 декабря 1869 года. Постановка принадлежала Мариусу Петипа. В 1871 году М.Петипа создает новую редакцию балета для петербургского театра. А в 1887 году новую редакцию по спектаклю Петипа для московского Большого театра ставит А. Н. Богданов. Одной из триумфальных постановок балета оказывается постановка московского Большого театра 1900 года — спектакль в своей редакции ставит балетмейстер Александр Горский, который уже в 1902 году и показывает его в Мариинском театре. К имеющейся музыке Минкуса Горский добавляет отдельные номера на музыку Э. Направника и А.Симона. В продолжении истории этого балета будут появляться новые танцы на новую музыку. Но классическая основа созданная Петипа на музыку Минкуса останется не тронутой.
Петипа определил, чего жаждут любители балета и добавил в феерию постановки испанские и цыганские танцы — шика, морена и зингара. Надо отметить, что в классическом балете это была стилизация. Танцы болеро и танец Эспады — это не испанские танцы, а построенные на стереотипах классические имитации испанского фольклора.
Это не единственные хореографические постановки данного произведения. В период с 1740 по 1965 год балеты с названием «Дон Кихот» ставились под музыку других композиторов и другими хореографами.
Сюжет
Трактирщик Лоренцо желает выдать свою дочь Китри замуж за богатого дворянина Гамаша. А девушка неравнодушна к цирюльнику Базилю. Дон Кихот, видит в ней Дульсинею, которой и представляется ему Китри. Китри, после разыгрывания сцены самоубийства Базиля упрашивает отца благословить их. Сомневающегося Лоренцо, Дон Кихот вынуждает благословить молодых людей. Базиль вскакивает живой и здоровый. Товарищи Гамаша удаляют его из заведения. А веселье продолжается во всеобщих танцах. Барселона на стороне любви, она и празднует и танцует. Итогом праздника становится прощание Дон Кихота и его оруженосца Санчо Панса с присутствующими и отправлением на поиски новых приключений.
Постановка М.Петипа в редакции А. Горского на музыку Л.Минкуса. Переставил на American ballet theatre М. Барышников.
Китри — Синтия Харви, Базиль — Михаил Барышников, Дон Кихот — Ричард Шефер, Санчо Панса — Браен Адамс, Гамаш — Виктор Барби, Лоренцо — Френк Смит…
Михайловский театр
Китри — Наталья Осипова, Базиль — Иван Васильев
Нужен профессионализм, чтобы придумать сюжет без слов и донести его до зрителя понятным в танце…