Термин “бальный танец” происходит от латинского слова ballare, что означает “танцевать”. Это направление появилось в средневековой Европе. В различные эпохи бальный танец видоизменялся и совершенствовался, вбирая в себя техники и элементы самых разнообразных этнических групп и источников, а также элементы из профессионального мира танцев.
Основной костяк Бальных танцев ХХ века сложился на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские “корни”, уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.
В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и социальный (sotial dance). В 1930-1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).
Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт».
Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская (Standard, Modern или Ballroom), латиноамериканская (Latin) и так называемая “десятка”, куда входят все десять танцев.
В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, венский вальс, танго, медленный фокстрот. В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, джайв, румба и пасодобль.