При определении уровня творческой активности личности принято оценивать три основных параметра: мотивацию, интеллект и креативность. Но это теоретическая основа. Для начала два других вопроса: кто может и должен проводить диагностику? Какие методики для этого существуют?

Ответ на первый вопрос прост: в нынешнее время принято считать, что в диагностике должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители. В исследованиях нашла подтверждение и мысль о том, что в этот процесс должны быть включены еще и сами обследуемые.

Более надежна разносторонняя оценка. Важно помнить, что выводы специалистов не следует воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибиться, особенно в прогнозе развития. Главные, кто ответственен за судьбу ребенка, а следовательно, и за диагностику, и за развитие — родители. Каждой из этих групп участников диагностического процесса соответствует свой инструментарий.

Анкетирование

Одним из широко применяемых методов исследования творческой активности личности является анкета.

Задача анкетирования — путем опроса некоторого числа лиц по заданной заранее схеме собрать материал для решения определенной проблемы. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с задачей исследования. Первоначальный этап в разработке анкеты – это определение ее содержания. В частности, может быть, затронут круг вопросов, касающихся мотивов поведения, самооценки, ценностных ориентаций испытуемого.

Ниже представлен вариант анкеты составленный мной.

Анкета

Задачи данной анкеты:

  • определить степень сложности предлагаемого материала на занятиях
  • определить эмоциональный настрой каждого участника и коллектива в целом
  • определить средний уровень физического состояния каждого учащегося и всей группы
  • выявить уровень удовлетворенности своей работой каждого участника, и в ходе наблюдений педагога определить примерный уровень самооценки каждого участника

Предварительно нужно объяснить участникам, как заполнять каждую позицию анкеты.

С 1 – 4 вопрос проставляются баллы от 1 до 5, где «5» — отлично, легко, а «1» — плохо, сложно. Последний вопрос подразумевает краткий словесный ответ.

В создании благоприятной обстановки для развития творческой активности личности важен эмоциональный настрой на занятиях, который создает педагог. Здесь учитываются: желание работать, получать от занятий удовольствие, доброжелательно контактировать с другими участниками коллектива и преподавателем, стремление проявлять выразительность и актерское мастерство в отработке танца.

От физического состояния учащегося зависит продуктивность занятий. Чтобы оценить эту сторону работы были предложены следующие критерии: повышенная физическая активность, стабильное физическое состояние на протяжении нескольких занятий, быстрая утомляемость, чрезмерные физические нагрузки.

Удовлетворенность своей работой подразумевает оценивание своих возможностей, способностей и их применение в полной мере на занятиях.

В четвертом вопросе учащийся оценивал доступность предлагаемого материала, достаточность времени на отработку движений и комбинаций, наглядный, правильный показ и объяснение педагога- хореографа.

Последний вопрос сформулирован так, чтобы каждый смог оценить то, что ему особенно понравилось  на занятиях и кратко объяснить свой выбор.

После проведения анкеты составляется таблица обработки анкетирования участников.

таблица результатов

 

Анкета заполняется в спокойной непринужденной обстановке. Должно быть достаточно времени, чтобы обдумать  вопросы и постараться определить свое мнение по каждой позиции.

В следующей статье будет представлен пример подсчета результатов анкетирования и их анализ.

Спасибо!

Автор статьи: Чучуганов С.