Среда — это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда — это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности.

Влияние среды на развитие  личности необыкновенно велико, и этому посвящается много специальных исследований. В статье рассмотрены самые основные, которые непосредственно связаны с творческой активностью личности. На схеме (рис. 1)

схема среды влияния на ребенка

Рисунок 1

видно, что таковыми являются: учебно-педагогическая, коллективная, внутрисемейная и социальная среда. Причем между собой они тесно взаимосвязаны, одна дополняет другую. Если ребенок в каждой среде находится в благоприятных условиях, то и развитие его будет идти успешнее, чем у его сверстников, лишенных таких условий.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

К позитивным ролям следует отнести, прежде всего, роль члена семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сына или дочери, брата или сестры, племянника, внука, а так же знакомится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития, — это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в данной статье это хореографический коллектив. В общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность — проявить себя.

Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъявлять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потребностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценке. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у него чувства товарищества.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка — воспитанием.

На тему развития творческой активности ребенка в последнее время публикуется много специальной литературы. Например, в последнее время появился термин информационное загрязнение среды. Несистематизированная лавина информации, обрушиваясь на ребенка, может привести к таким же негативным последствиям, какие способны вызвать физические, химические, биологические факторы. Правда, как говорят специалисты в области нейрофизиологии, мозг от нее не страдает, но может существенно нарушаться ход развития ценнейшего личностного качества – креативности.

Автор статьи: Чучуганов С.