Нижинский Вацлав Фомич (1889–1950), выдающийся русский танцовщик и хореограф польского происхождения. Родился 28 февраля по старому стилю (12 марта) 1889 года (по некоторым источникам в 1888 году) в Киеве в семье знаменитых провинциальных танцовщиков Фомы (Томаша) Лаврентьевича Нижинского и Элеоноры Николаевны Береды. У них была собственная балетная труппа, которая гастролировала не только по городам своей страны, но и за границей.
Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии
В семье Нижинских было трое детей, которым от родителей передались замечательные внешние данные, помимо этого, они были музыкальными и пластичными. Первый опыт владения своим телом в танце они получили от матери. Вацлав рано начал танцевать, хотя был «неуклюжим и медленно соображающим» ребенком. Но от отца он унаследовал большой прыжок с баллоном. Когда мальчику было три года, он побывал в турне со своими родителями.
Отец был творческой натурой и пробовал себя в роли балетмейстера. Когда Вацлаву было шесть лет, Фома Лаврентьевич придумал и поставил для него, его старшего брата и младшей сестры Брониславы (впоследствии станет танцовщицей и балетмейстером с мировым именем) па-де-труа. Это выступление было первым для будущей мировой звезды Вацлава Нижинского.
В девятилетнем возрасте Вацлав остался без отца, который бросил семью ради беременной любовницы. Элеонора Николаевна переехала с детьми в Петербург. Она убеждала сына, что он с еще большим рвением должен заниматься балетом, который может принести ему славу и материальное благополучие.
И в 1898 Вацлав поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов и Э.Чекетти.
На последнем году учебы молодой танцор станцевал птицу из «Спящей красавицы». Он самостоятельно изменил костюм, убрав бутафорские крылья, и «окрылил» движения рук.
Весной 1907 года Нижинский окончил императорское балетное училище в Санкт-Петербурге и стал солистом Мариинского театра, где начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театра Матильдой Феликсовной Кшесинской, Анной Павловной Павловой, Тамарой Платоновной Карсавиной.
В 1908 году юный Нижинский подружился с 30-летним князем Павлом Дмитриевичем Львовым. Князь стал «учителем» молодого танцора в получении опыта гомосексуальных отношений. Он же и познакомил его с Сергеем Дягилевым.
В 1911 году Нижинского исключили из состава труппы Мариинского театра. Руководство театра посчитало непристойным появления на сцене танцора, который надел свой костюм только частично.
19 апреля 1911 года была премьера балета «Видение Розы» М. М. Фокина в оперном зале «Зал Гарнье» в Монте-Карло, в рамках знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. Главные роли исполняли Вацлав Нижинский (Призрак Розы) и Тамара Карсавина (Девушка).
В «Русском балете» он исполнил ведущие партии в «Петрушке» и «Весне священной». Эти постановки вошли в золотой фонд русского и мирового балета. Индивидуальность артиста Нижинского особенно ярко раскрывалась в балетах М. М. Фокина во время первых «Русских сезонов» в Париже. Фокин поставил для танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Танцевал в балетах Фокина Белого раба («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, 1907), Юношу («Шопениана», 1908), Эбенового Раба («Египетские ночи» А. С. Аренского, 1907), Альберта («Жизель» Адана, 1910).
Нижинский отошел от традиций классического балета. Он до совершенства довел исполнение прыжков, во время которых он парил над сценой. Смелая и необычная хореография, а также актерские драматические качества танцора помогли открыть новые пути в балетном искусстве. Нижинского признали гениальным исполнителем и хореографом.
Его выступление в Париже с «Русским балетом» стало феерическим. Зрители Парижа были восхищены экзотической внешностью Нижинского. Он был невысокого роста, скульптурной, рельефной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, с выделяющимися скулами и чуть раскосыми глазами. Нижинский был обыкновенным в повседневной жизни, но незаурядным на сцене, вживаясь всем душевным и телесным нутром, в создаваемый образ.
Успехи Нижинского во многом зависели от Дягилева, который поддерживал все его необычайно дерзкие идеи. Танцор стал пробовать себя в роли хореографа. Он, втайне от Фокина репетировал свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, по поэме французского поэта-символиста Стефана Малларме. Он построил свою хореографию на профильных позах, которые брал из древнегреческой вазописи. Нижинский также как и Дягилев увлекался ритмопластикой и эуритмикой. Нижинский, став постановщиком, отошел от своего танцевального мастерства и включил в балет только один прыжок и не использовал никакой виртуозной техники. В 1912 году разразился скандал, связанный с постановкой «Послеполуденный отдых фавна». В финальной сцене Нижинский изображал мастурбирующего фавна. Артисту заявили, что если он не изменит эту эротическую сцену, то балет запретят. Но Нижинский продолжил выступления в задуманном им варианте. Балет оставили в покое, не приняв никаких запрещающих мер.
Еще большее недоумение вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского в постановке Нижинского (1913). Либретто, костюмы и декорации этого балета создал русский живописец Николай Константинович Рерих. Нижинский воскресил примитивные обряды древних славян.
Эта постановка опередила время, поэтому была не понята, но она ознаменовала начало пути современного балета 20 века. Также зрители не приняли две другие его постановки — «Игры» Дебюсси (1913) и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (1916). Нижинский-балетмейстер оказался непризнанным. Сергей Павлович Дягилев жаждал успеха, но экспериментальные работы Нижинского публика отвергала.
Дягилев умело лишил своего подопечного самостоятельности и проявления силы воли. Он установил полный контроль над всеми сторонами жизни Вацлава. К 23 годам Нижинский почувствовал, что стал уже достаточно взрослым человеком, чтобы перестать быть только одним из «мальчиков» Дягилева.
В 1913 году Вацлав Нижинский женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, которая родила ему двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Отношения с наставником были прерваны. Узнав о помолвке, Дягилев отомстил Нижинскому и уволил его из «Русского балета». На этом быстрая и яркая карьера артиста фактически закончилась.
Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было зарабатывать деньги, но великий танцор не обладал продюсерским даром. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Собрал труппу из 17 человек (в нее вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключил контракт с лондонским театром «Палас», но труппа быстро распалась.
Во время первой мировой войны в 1914 году супруги возвращались в Петербург, но Нижинского арестовали и посадили в австро-венгерскую тюрьму. Он был обвинен в шпионаже на стороне России. Нижинский мучительно переживал свой арест и вынужденное отсутствие творческой деятельности.
После большого вынужденного перерыва Нижинский вновь явился на сцену лишь в 1916 году. Дягилев возобновил контракт с артистом для гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 он станцевал свои коронные партии в Петрушке и Видении розы на сцене нью-йоркской «Метрополитен Опера».
В 1918 году Вацлав с семьей уехал в Швейцарию в Сен-Мориц, где 19 января 1919 года состоялось одно из последних выступлений Нижинского. К тому времени давали о себе знать симптомы психического заболевания. Но здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, думал о создании собственной школы. В 1918 году написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953 году). Написал «Тетради», в которых изложил эстетические и этические принципы художника-мистика. Только в конце 20 века оригинал этого труда впервые опубликовали на русском языке. Пережитые потрясения необратимо травмировали слабую психику Нижинского. В это время он увлекся толстовством и попал под влияние Немчиновой, Костровского и Зверева, которые заставили поверить его в греховность актерского творчества. Болезнь стала прогрессировать быстрее, он впал в состояние тихого помешательства, ушел в себя не замечал окружающих. Вскоре Нижинский был помещен в клинику для душевнобольных, где ему поставили диагноз шизофрения. Все последующие 30 лет, до конца жизни, он находился в разных психиатрических клиниках и санаториях, где лечился с переменным успехом. До самой своей смерти страдал от болезни почек.
Вацлав Фомич Нижинский скончался 8 апреля 1950 года в Лондоне, в Великобритании. В 1953 году его тело перевезли в Париж и похоронили на кладбище Сакре Кер на Монмартре, рядом с могилами легендарного танцовщика Гаэтано Вестриса и драматурга Теофиля Готье, одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут. Нижинскому посвящён знаменитый балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского (1971).
О трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского написаны научные труды, созданы художественные фильмы, драматические спектакли. Его балеты были восстановлены, и даже сейчас они смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, который бы запечатлел его танец. «А многочисленные картины, скульптуры, фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта.» (В. А. Майниеце)
Критики называли Нижинского «восьмым чудом света».
Награды и признание
Орден Академических пальм — удостоен степени командора после первого Русского сезона в Париже вместе А. П. Павловой, М. М. Фокиным и С. Л. Григорьевым.
В 1968 году в Монако была учреждена Премия Нижинского, которую вручают артистам балета и хореографам.
В рамках празднования 100-летия «Русских балетов» 11 июня 2011 года в фойе варшавского Большого театра была установлена бронзовая скульптура Вацлава и Брониславы Нижинских в образе Фавна и Нимфы из балета «Послеполуденный отдых фавна» (скульптор Геннадий Ершов).
В театре
8 октября 1971 — «Нижинский, клоун Божий», балет Мориса Бежара на основе дневников Вацлава Нижинского («Балет XX века», Брюссель, в роли Нижинского — Хорхе Донн).
21 июля 1979 — «Вацлав», балет Джона Ноймайера по сценарному плану неосуществлённой постановки Вацлава Нижинского с использованием выбранной им музыки И. С. Баха (Гамбургский балет).
1993 — «Нижинский» по пьесе Алексея Бурыкина (Театральное агентство «БОГИС», в роли Нижинского Олег Меньшиков).
1999 — «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (1986, театр на Малой Бронной, в роли Нижинского Александр Домогаров).
2 июля 2000 — «Нижинский», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в главной роли Иржи Бубеничек).
22 марта 2008 — «Нижинский, сумасшедший Божий клоун», спектакль по пьесе Глена Бламстейна (Театр кукол имени С. В. Образцова (режиссёр и исполнитель главной роли Андрей Денников).
19 апреля 2008 — NN (хореограф Ришард Калиновски, Люблинский театр танца)
28 июня 2009 — «Павильон Армиды», балет Джона Ноймайера (Гамбургский балет, в роли Нижинского Отто Бубеничек и Александр Рябко).
2015 — «Письмо человеку», спектакль Роберта Уилсона по мотивам дневников танцовщика (в роли Нижинского Михаил Барышников).
В кино
1980 — «Нижинский», режиссёр Герберт Росс (на основе мемуаров Ромолы Нижинской и дневника Вацлава Нижинского, в главной роли — Жорж де ла Пенья).
1983 — «Анна Павлова», режиссёр Эмиль Лотяну (в роли Нижинского Михаил Крапивин).
1990 — «Нижинский, марионетка Бога», телевизионный фильм Филиппа Валуа (в роли Нижинского Эрик Вю-Ан).
2001 — «Дневники Вацлава Нижинского», режиссёр Пол Кокс (дневники читает Дерек Джекоби).
2005 — Riot at the Rite, режиссёр Энди Уилсон (в роли Нижинского Адам Гарсия).
2009 — Nijinsky & Neumeier Soulmates in Dance, документальный фильм о значении Нижинского в творчестве хореографа Джона Ноймайера.
В поп-музыке
1984 — певец Фредди Меркьюри в клипе на песню I Want to Break Free выступил в роли Фавна — знаковой партии Нижинского из его балета «Послеполуденный отдых фавна».
2000 — «Нижинский», альбом группы «Лайда», посвящённый танцовщику и его окружению (второй вариант — 2002).