Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Великая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля (некоторые источники утверждают, что это произошло 31 января) 1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Тайна ее рождения до сих пор не раскрыта. Существует две версии происхождения Анны. По одной из них, мать работала Прачкой (по некоторым источникам горничной) у банкира Лазаря Полякова, который в большинстве источников считается ее отцом. Сам Поляков причастность к рождению девочки отрицал, потому что это могло нанести вред его репутации, но не возражал, чтобы дать ей свое отчество. По другой версии, Анна стала плодом любви Любови Федоровны и крестьянина, в то время простого солдата Матвея. Современники отмечали сходство Анны и Матвея, черты лица девушки были слегка восточными (еще отмечено, что с раннего детства Аню привлекали восточные мелодии и танцы). Девочка родилась недоношенной, ее жизнь висела на волоске,  бабушка в течение года боролась за жизнь внучки, выпаивала ее козьим молоком и выходила Аню. Но девочка была очень слабой, изможденной на вид и часто болела. Вскоре Любовь Федоровна с маленькой Аней на руках, возможно по велению Полякова, покинула его дом и стала жить в пригороде Санкт-Петербурга. Жили они бедно, мать стремилась всеми силами развить в дочери любовь к искусству. Однажды заботливая Любовь купила билеты в Мариинский театр на балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Как только заиграл оркестр, девочка замерла и погрузилась в мир музыки и танца. После того как на сцене во втором акте появились дети, танцующие вальс, мать спросила Аню, хочет ли она танцевать как они, но в ответ услышала, что дочь хочет танцевать как спящая красавица.

Посещение Мариинского театра навсегда перевернуло жизнь маленькой девочки. Теперь она грезила только о балете, танцевала перед зеркалом, говорила только на хореографические темы. А в 8 лет заявила, что хочет быть балериной. Любящая мать, видя, что дочь не по-детски увлеклась хореографическим искусством, повела Аню в балетную школу, где педагоги отметили способности девочки, но посоветовали привести ее через два года. Желая своей дочери лучшей участи, чем у нее самой, Любовь Федоровна фиктивно вышла замуж за офицера, для того, чтобы получить отпускное письменное разрешение на свободную деятельность и возможность поступления Ани в заведение, в котором могли учиться только законнорожденные дети.

В 1891 году Анну приняли в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение. Предположительно,  учебу в этом заведении оплатил Лазарь Поляков.

Анна Павлова Восьмичасовые изнуряющие занятия, строгая дисциплина и жесткая диета, а также оскорбления других учениц из-за нестандартного телосложения Ани для балерины (у нее были длинные ноги и руки, слабые щиколотки) не смогли сломить ее волю и страстное желание танцевать. Танцы стали смыслом жизни юной балерины. Имея слабое здоровье, превозмогая себя, она выдерживала непомерные нагрузки, но боевой настрой ни на мгновение не дал ей усомниться в своих возможностях. Когда Аня училась в училище, к ним с визитом приехала царская семья, перед которой девочка с другими воспитанницами впервые выступила на сцене перед важной публикой.

В 1898г. в возрасте 16 лет Анна окончила училище с «красным» дипломом, ей было присвоено звание «первой танцовщицы». Выпускной спектакль назывался «Мнимые дриады», в котором  выпускница станцевала партию дочери дворецкого.

1 июня 1899 Анна Павлова была принята на службу в дирекцию императорских театров. Здесь выяснилось, что при всем трудолюбии и таланте юной балерины, ее движения не идеальны, не было «стального носка». Это не только не привело девушку в уныние, а напротив, подстегнуло к исправлению своих хореографических недостатков. Анна стала брать уроки балета у русских и испанских педагогов. Труд увенчался успехом. Первый раз на большой сцене она выступила  в балете «Тщетная предосторожность» в па-де-труа (танец втроем).

С этого момента начался новый этап в становлении балерины, надо было искать новые формы исполнения. В сотрудничестве с балетмейстером-новатором Александром Горским, который в свои работы привносил трагические оттенки, Анна Павлова смогла создать несколько образов в современном духе. Через 2 года она уже предстала перед публикой, станцевав главную партию, в постановке на музыку Цезаря Пуни «Дочь Фараона». Некоторое время спустя, Мариус Петипа поставил балет «Баядерка» и предложил молодой балерине выступить в роли Никии. В 1903 году Павлова уже танцевала главную роль в балете «Жизель».

Анна Павлова В 1906 году Анна Павлова превратилась в блестящую балерину, ей доверили главное исполнение партий в испанском и классическом репертуаре.

В начале 20 века на русский балет большое влияние оказывали реформаторские течения в области хореографии. Значительным представителем радикальных перемен был хореограф Михаил Фокин. Он воссоединил танец и пантомиму, отказался от готовых комбинаций, поставив импровизацию в танце на главенствующее место. Анна Павлова стала ученицей М. Фокина и  первой исполнительницей  в его постановках. Это были «Египетские ночи», «Береника», «Шопениана», «Виноградная лоза», «Эвника», «Павильон Армиды».

Балетмейстер  специально для Павловой поставил спектакль «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, который стал визитной карточкой балерины. Балетная сцена умирающего лебедя до глубины души тронула публику всего мира. В декабре 1907 года композитор Камиль Сен-Санс был свидетелем триумфального выступления Павловой в роли лебедя на благотворительном концерте. Он был изумлен и восхищен исполнением, а также необычной трактовкой своей музыки. Преклонив колена, он поблагодарил балерину за доставленное удовольствие и за то, что она помогла понять ему красоту его произведения. С этим танцем-импровизацией к Анне Павловой пришла слава, о ней говорили: «В ее танце живет сам Бог». Балерины всего мира  пытались станцевать эту балетную миниатюру. Только Майя Плисецкая смогла дотянуться до уровня Павловой.

В 1907 Императорский Мариинский театр пригласили в Стокгольм. Вернувшись в Россию, известная всему миру балерина Анна Павлова покинула родной театр, которому посвятила 10 лет своей жизни, станцевав практически весь репертуар. Ей не хватало простора в деятельности и самостоятельности. Она пожертвовала материальными благами ради творчества, Павлова  разорвала контракт и заплатила большую неустойку. Театр был против ухода примы, и тогда она согласилась на контракт с участием только в любимых ею спектаклях.

С 1908 г. она начала давать концерты за границей. Анна Павлова отправилась в Париж, где  участвовала в постановке «Русские сезоны» Сергея Дягилева, которая принесла ёй всемирное признание.

В 1909 г. она лично поставила спектакль «Ночь» А. Г. Рубинштейна. Танец-монолог о страсти и любви был фееричным. Анну в то время не оставляла идея создать мобильную труппу, с которой мечтала показать русский балет всему миру.

Анна Павлова В 1910 г. известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех. Затем балерина организовала длительный тур по Европе уже со своей  труппой. Анна Павлова и ее танцоры произвели своими выступлениями фурор во Франции и Англии. Далее русский балет покорил публику в США, Чили, Бразилии и Аргентине. Знаменитая балерина не теряла времени даром и в каждой стране изучала местные танцевальные традиции, которые впоследствии использовала в своих балетных постановках. В репертуаре труппы Анны Павловой зрители могли увидеть восточные мотивы, африканские и индийские движения. Танцоры были в этих начинаниях единственными и неповторимыми. Чтобы передать ощущение восторга от легкости и грации балерины.

В то время она познакомилась с Виктором Дандре, потомком известного дворянского рода, который имел хорошее образование, знал несколько языков, был влиятельной персоной. Он высоко ценил балетное искусство и был покорен талантом Павловой. Он был амбициозен и тешил свое самолюбие тем, что ухаживает за известной балериной, талантом которой, покорены даже царские особы.

Для нее он снял апартаменты в Парижском пригороде, с собственным  танцевальным классом. Дандре водил Анну в дорогие рестораны и засыпал ее подарками. Анна и Виктор были на разных ступенях социальной лестницы, и вскоре балерина поняла, что у их романа не может быть счастливого продолжения, поэтому она разорвала отношения и кинулась в пучину работы и гастролей. А у Дандре начался трагический период его жизни, на красивые ухаживания  ушло много денег, в том числе и казенных. Он обанкротился. Его арестовали и отдали под суд, а сумму залога назначили такую, что родственники не сумели ее собрать. В то время Павлова была на гастролях в Париже, там то и застала ее эта новость.

А. Павлова и В. ДандреПавлова частично отработала по контракту с агентством «Брафф» и создала собственную балетную труппу и стала с успехом выступать во Франции и Великобритании. Рассчитавшись с агентством, Анна Павлова с мужем поселились в Лондоне в собственном особняке Айви-Хауз  около пруда с лебедями. Дом балерина считала прекрасным, а любуясь на благородных птиц, чувствовала успокоение.

Но в то же время Анна мечтала о дальнейшем развитии своего искусства. Дандре, имеющий коммерческую жилку, быстро освоил продюсерские тонкости и с успехом стал продвигать карьеру супруги. Он стал официальным импресарио балерины, вел бухгалтерию, хозяйство, проводил деловые встречи, и отвечал за бытовые вопросы. Теперь Анна могла заниматься творчеством, не заботясь о материальной стороне их жизни.

В 1913 и 1914 годах Павлова выступала в Москве и Петербурге. В Мариинском театре она станцевала партию Никии в последний раз. В Москве Анна Павлова выступила на сцене Зеркального театра в саду «Эрмитаж». В 1914 дала последний концерт в России, переехала в Англию и больше не вернулась на родину. Потом уехала в долгое турне по Европе. Далее были гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине, которые растянулись на многие месяцы. Затем был кратковременный перерыв, после которого Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Павлова изо всех своих творческих сил рвалась к реформированию балетного искусства, тем более, что на данном этапе ее творческой деятельности появились реальные возможности для перемен. Она хотела преобразовать и кардинально обновить классику жанра. Так, Анна Павлова, ссылаясь на Марию Тальони, балерину эпохи романтизма (первая ввела балетную пачку и пуанты, а потом короткую юбку заменила на ниспадающую одежду) предложила Мариусу Петипа в «Тщетной предосторожности» заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику. Известный хореограф поддержал это новаторство. Но не всем это пришлось по душе, начались долгие споры, в которых Павловой приходилось доказывать ценителям традиционного балета, что костюмы для спектаклей должны подбираться в соответствии с сюжетом и настроением танца, а не в угоду классическим традициям. Формально были правы и та, и другая стороны. В конце концов они пришли к мнению, что решение примет публика. Туника устраивала балерину не во всем, ее огорчало, что длинная одежда лишает танцовщицу «порхливости» (это термин Павлова придумала сама). Но и тут она нашла удачное решение, предложив партнеру подбрасывать ее повыше, тем самым, вернув движениям свободу и грациозность. Известный французский хореограф Серж Лифарь преклонялся перед красотой естественных телодвижений балерины. Анна Павлова Он был удивлен, восхищен и покорен ее воздушностью, которая прекрасно заменила правильный балет с фуэте и виртуозными фокусами. В течение 22 лет Анна Павлова постоянно гастролировала, станцевав более чем в двухстах тысячах постановок. Она изнашивала около двух тысяч пуантов в год итальянского мастера по изготовлению балетной обуви. В редкие периоды отдыха балерина отдыхала с мужем в своем особняке, наслаждаясь обществом прекрасных лебедей. Однажды Дандре устроил фотосессию супруге. В качестве фотографа выбрал популярного Лафайетта. Эти фотографии с лебедями облетели весь мир.

Одним из ярких проявлений положительных качеств характера артистки стала благотворительность. Ею были открыты сиротские приюты и ночлежки для бездомных детей, из числа которых отбирались танцевально одаренные дети и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз. Павлова всегда помнила о Родине. Она организовала акцию помощи голодающим Поволжья, а также по ее личному распоряжению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.

Отправившись на гастроли в Нидерланды, Павлова так и не смогла выступить в Гааге. Простудившись, она не прислушалась к рекомендациям королевского врача и отказалась от серьезного лечения, чтобы не отменять выступления. Это было ее роковой ошибкой. Анна впала в кому и ночью 23.01.1931г. умерла от пневмонии, не дожив до своего 50-летнего юбилея всего несколько дней. Прах ее находится в колумбарии «Голдерс Грин», в Лондоне рядом с останками Виктора Дандре, который искренне любил ее и боготворил. После смерти Анны он долго не мог прийти в себя. Он даже создал клуб ее поклонников, который к сожалению просуществовал недолго. А позже написал о Павловой книгу. Еще при жизни артистки о ней много писали, но она никогда не делилась тайной личной жизни, поэтому, все что печаталось было мифами и легендами, над которыми она посмеивалась. Единственное, в чем она была открыта —  это танец.

Имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета.

Признание и награды

В Мексике Анна Павлова исполнила мексиканский народный танец «харабе тапатио» (танец со шляпой), в своей интерпретации. Мексиканская публика бросала на сцену шляпы, не прерывая оваций. А в 1924 году, благодаря балерине, танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

Китай Анна Павлова тоже не смогла оставить без сюрприза и на небольшой площадке, которая располагалась на спине идущего слона, без остановки исполнила 37 фуэте.

В Стокгольме император Оскар II, восхищённый талантом Павловой, торжественно вручил ей орден «За заслуги перед искусством».

Англичане свое восхищение выразили тем, что создали памятник, запечатлевший русскую балерину.

Голландские цветоводы вывели изящный сорт тюльпанов, носящих имя известной балерины.

В честь Анны Павловой названа группа гаптофитовых водорослей Pavlovophyceae.

В Лондоне есть несколько памятников Анне Павловой, три из них около дома Айви-Хауз, который балерина считала родным.

В ее честь был создан воздушный десерт на основе экзотических фруктов и безе, происхождение рецепта которого, до сих пор оспаривают австрийцы, австралийцы и новозеландцы.

В её честь назван венец Павловой на Венере.

Именем «Анна Павлова» назван один из самолетов MD-11 (регистрационный номер PH-KCH) национальной авиакомпании Нидерландов KLM Royal Dutch Airlines.

В российском минисериале «Звезда Империи» (2007) роль А. Павловой исполнила Ева Авеева.

К 102 году со дня рождения Павловой был создан пятисерийный телефильм по сценарию Эмиля Лотяну о жизни и творчестве танцовщицы. Роль Павловой исполнила советская актриса Галина Беляева.

Постановки и партии

Постановки

1909г. «Ночь» на музыку А. Г. Рубинштейн;

1909г. «Стрекоза» на музыку Ф. Крейслер;

1909г. «Бабочка» на музыку Р. Дриго;

1909г. «Калифорнийский мак»;

1910г. «Вальс-каприз» на музыку А. Г. Рубинштейн;

Партии

1902г. «Дочь Фараона» хореография А. Горского, на музыку Цезаря Пуни (главная партия);

1903г. «Баядерка» хореография М. Петипа, на музыку Л. Минкуса (партия Никии);

1903г. «Жизель» хореография М. Петипа,  на музыку А. Адан (партия Жизели);

Главные партии в постановках М. Фокина:

«Египетские ночи», «Береника», «Шопениана», «Виноградная лоза», «Эвника», «Павильон Армиды»