Михаи́л Миха́йлович Фо́кин (23 апреля 1880, Санкт-Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк) — русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета. Родился в купеческой семье. В 1889 году мать Михаила отвела Мишу в Императорскую балетную школу Санкт-Петербурга на вступительные экзамены, куда его и зачислили.Михаи́л Миха́йлович Фо́кин

Обучался Фокин у Павла Гердта, Платона Карсавина, Николая Легата. Михаил Михайлович интересовался рисованием и музыкой, освоил балалайку, скрипку и пианино. В музее Ленинградского хореографического училища сохранилось несколько живописных работ Фокина, выполненных в реалистической манере. Играл в знаменитом в свое время Русском оркестре В. В. Андреева.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

В 1898 году сразу после окончания академии Михаил Михайлович  был принят в Мариинский театр сразу в качестве солиста. В 1902 году стал учителем в женском балетном классе Театрального училища, где начал реализовывать свои революционные идеи.Михаи́л Миха́йлович Фо́кин

В 1904 году Фокин написал письмо в Дирекцию Императорских театров, в котором были очерчены основные пути преобразования классического танца:

Вместо традиционного дуализма, балет должен гармонично объединить три важнейших элемента — музыку, декорации и пластическое искусство… танец должен поддаваться осмыслению. Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу.

Письмо осталось без ответа, но это не мешало Фокину ставить свои сценические эксперименты — у него были мощные защитники Александр Бенуа и даже Мариус Петипа, чью художественную манеру он так настойчиво отрицал. Это, однако, не мешало ему относиться к Петипа с большим уважением.

В сентябре 1905 года Фокин женился на танцовщице В. П. Антоновой, недавно закончившей школу. В дальнейшем она стала известной как Вера Фокина.

Первым опытом в постановке был спектакль для учащихся Театрального училища. Фокин создал балет «Ацис и Галатея» на музыку Кадлеца. Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1905 года и была благосклонно принята художественной общественностью.

в 1906 году Михаил Фокин сделал следующую постановку для школьного спектакля «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру.  Критики и художники из объединения «Мир искусства» по достоинству оценили яркую индивидуальность, вкус и стиль Фокина. В том же году артистами балета была предложена идея создания благотворительного спектакля, идея была принята, и Фокин впервые для труппы Мариинского театра поставил «Виноградную лозу» Антона Рубинштейна.

В 1908 году Александр Бенуа представил молодого хореографа Сергею Дягилеву, восхищавшемуся Фокиным. В 1909 году Фокин принял приглашение Сергея Дягилева отправиться в Париж и стать хореографом Русского балета.

В 1912 году Дягилев и Фокин разорвали сотрудничество из-за разных взглядов на новые постановки. В «Русские сезоны» в качестве хореографа пришел Вацлав Нижинский. К 1914 году Дягилев вновь пригласил Михаила Фокина. Сезон 1914 года оказался последним для сотрудничества Фокина и Дягилева. Фокин расстался с «Русским Балетом» навсегда.

С 1914 по 1918 год Фокин снова работал в Мариинском театре.

После Октябрьской революции Фокин предпочёл эмиграцию и уехал с семьёй в Стокгольм. В 1919 году получил предложение переехать в США, которое и принял.

В 1921 году в Нью-Йорке Фокин открывает первую в США балетную школу.

В 1930 году он попробовал свои силы в Голливуде, но после первых кинематографических экспериментов продюсеры назвали его киноленты «чересчур художественными».Михаи́л Миха́йлович Фо́кин

Фокин совершил прорыв в понимании драматургии танца. Он одним из первых реализовал идеи, высказанные ещё в 18 веке Ж. Ж. Новерром, соединив в своих балетах танец, музыку и изобразительное искусство. Он отверг тяжеловесность балетных спектаклей 19 века, противопоставив им короткие одноактные импрессионистические балеты, такие как «Видение розы» или «Сильфиды». В своих лучших балетах он наделял каждого героя особым пластическим языком, раскрывавшим сущность персонажа. Трагедия Петрушки, таинственность Жар-птицы, сказочность Золотого Раба — буквально каждый из созданных им образов в период своего творческого расцвета в 1907—1912 году являет собой законченное и утончённое творение балетного гения Фокина. Именно в Фокинских балетах раскрылся ещё один великий гений балета — Вацлав Нижинский, который своим творчеством и фокинской хореографией перевернул представление и значимость мужского танца в балете. До этого балет считался по большей части женским ремеслом. Своим творчеством Фокин дал мощный импульс к развитию танца как в России, так и в Европе, проложив путь от академического танца к свободному.

Постановки, ученики и партии

20 апреля 1905г. — «Ацис и Галатея» на музыку Кадлеца;

1906 г. — «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру;

1906 г. — «Виноградная лоза» музыка Антона Рубинштейна;

1907г. — «Эвника» музыка Николай Черепнин;

1907г. — «Шопениана» музыка Фредерик Шопен;

25 ноября 1907г. — «Павильон Армиды» музыка Николай Черепнин;

22 декабря 1907 г. — «Умирающий лебедь» музыка Камиль Сен-Санс;

1908г. — «Египетские ночи» на сюжет новеллы Теофиля Готье «Ночь в Египте»;

25 июня 1910г. — «Жар-Птица» музыка Игорь Стравинский;

4 июня 1910г. — «Шехеразада» музыка Римский-Корсаков;

1910г. — «Жизель» музыка Адольф Адан;

13 июня 1911. – «Петрушка» музыка Игорь Стравинский;

19 апреля 1911г. — «Видение Розы» музыка Карл Мария Вебер;

20 мая 1912г. — «Тамар» музыка М. А. Балакирев (1882);

8 июня 1912г. — «Дафнис и Хлоя» музыка Морис Равель;

1914г. — «Бабочка» музыка Шуман;

1914г. — «Золотой петушок» музыка Римскоий-Корсаков;

1914г. — «Мидас» музыка Штейнберга;

1914г. — «Легенда об Иосифе» музыка Штрауса;

«Сон» музыка М. Глинки;

«Стенька Разин» музыка А. Глазунова

«Франческа да Римини» музыка П. Чайковского;

28 ноября 1915г. — «Эрос» музыка Чайковского;

«Арагонская хота» музыка Глинки;

1939г. — «Паганини» на музыку С. Рахманинова;

1942г. — «Русский солдат» музыка С. Прокофьева