Жан-Жорж Нове́рр (фр. Jean-Georges Noverre; 29 апреля 1727, Париж, Франция — 19 октября 1810, Сен-Жермен-ан-Ле, там же) — французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Работая в труппе британского актёра Дэвида Гарика, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники».

В 1760 году  в Лионе Новерр опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» — он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action — действенный балет. Требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимания его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803—1804 гг. под названием «Письма о танце».

Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима — до него, вплоть до середины XVIII века  актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.

11 февраля 1763 года Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа – «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, Новерр впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), Мари-Мадлен Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать.

К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

В 1775 году Мария-Антуанетта, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.

С 1778 года — член Французской королевской академии танцев.

В 1776—1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять.  Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли, он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Ле. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить — 19 октября 1810 году он скончался.

Творчество Новерра имело огромное значение для развития балетного искусства. Большинство его постановок разрабатывали сюжеты о драматических событиях и сильных страстях. Реформы Новерра оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета и стали основными постулатами, это в первую очередь: взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц.

Он сам подвёл итог своему творчеству: «Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и ещё более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были».

Литературные труды Новерра:

Приблизительно 1752г. — «Теория и практика танца вообще, композиции балетов, музыки, костюма и декораций, сопутствующих ему» («Théorie et pratique de la danse en général, de la composition des ballets, de la musique, du costume, et des décorations qui leur sont propres»)

1760г. — «Записки о танце и балете» (фр.: «Lettres sur la danse et les ballets»), издано в Лионе и Штутгарте

1781г. — «Комментарий по строительству зала» (фр.: «Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra»)

1801г. — «Два письма месье Новерра к Вольтеру» о Дэвиде Гарике (Deux lettres de M. Noverre à Voltaire)

1801г. — «Записки об артисте на общественных празднествах» (Lettres à un artiste sur les fêtes publiques)

Постановки, ученики и партии

Ученики:

Жан Доберваль, Ш. Ле Пик и др.

Основные постановки

1751г. —  Суд Париса Le Jugement de Pâris (Лион — Вена 1771)

1754г. —  Китайские праздники Les Fêtes chinoises (Париж)

1754г. —  Источник молодости La Fontaine de jouvence (Париж)

1755г. —  Моряки Les Matelots (Париж)

1755г. —  Фламандские праздники Les Réjouissances flamandes (Париж)

1755г. —  Провансаль La Provençale (Лондон)

1755г. —  Моряки-лилипуты The Lilliputian Sailors (Лондон)

1757г. —  Праздники в гареме La Toilette de Vénus (Лион)

1758г. —  Les Fêtes du sérail (Лион)

1758г. —  Чувство экспромтом L’Impromptu du sentiment (Лион)

1758г. —  Капризы Галатеи Les Caprices de Galatée (Лион — Париж 1776 — Лондон 1789)

1758г. —  La Mort d’Ajax (Лион)

1758г. —  Жалюзи Les Jalousies (Лион)

1759г. —  Любовь корсара L’Amour corsaire (Лион)

1759г. —  Le Jalou sans rival (Лион)

1760г. —  Спуск Орфея в Ад La Descente d’Orphée aux Enfers (Лион)

1760г. —  Les Fêtes du Vauxhall (Лион)

1760г. —  Сельская невеста La Mariée du village (Лион)

1760г. —  Прусские новобранцы Les Recrues prussiennes (Лион)

1760 г. —  Renaud et Armide (Лион)

1761г. —  Alceste (Штутгарт — Вена 1767)

1762 г. —  «Смерть Геркулеса» La Mort d’Hercule композитора Ж.-Ж. Родольфа(Штутгарт)

1762 г. —   «Психея и Амур» Psyché et l’Amour Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт)

1763 г. —   «Ясон и Медея» Jason et Médée Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт — Вена,Варшава, 1767 — Париж 1776 и 1780 — Лондон 1781, балет обошёл многие европейские театральные сцены, в т. ч. в России)

1764 г. —  Hypermnestre (Штутгарт)

1768 г. —   «Дон Кихот», композитор И. Старцер, Вена

1770 г. —  Diane et Endymion (Вена)

1771 г. —  Roger et Bradamante (Вена)

1772 г. —  Месть Агамемнона Agamemnon vengé (Вена)

1772 г. —  Iphigénie en Tauride (Вена)

1772 г. —  Thésée (Вена)

1773 г. —  Acis et Galathée (Вена)

1773 г. —  Адель де Понтье (Adèle de Ponthieu), музыка Старцера (Вена — Лондон 1782)

1773 г. —  Alexandre et Campaspe de Larisse (Вена)

1774 г. —  Les Horaces et les Curiaces (Вена 1774 — Париж 1777) — «Горации и Куриации» по трагедии П. Корнеля «Горацио», музыка И. Старцера

1775 г. —  Renaud et Armide (Милан — Лондон 1782)

1775 г. —  La nuova sposa Persiana (Милан — Вена 1775)

1776 г. —  Апеллес и Кампаспа (Apelles et Campaspe), музыка Ф. Аспельмайера (Париж — Лион 1787)

1778 г. —  Annette et Lubin (Париж)

11 июня 1778 г. —   «Безделушки» (Les Petits Riens) на музыку В. А. Моцарта, сочинённую по личной просьбе Новерра; исполнители: Мари Аллар, Мадлен Гимар, Жан Доберваль и Огюст Вестрис (Парижская Опера)

1781 г. —  Les Amours d’Énée et de Didon (Лион)

1788 г. —  La Fête du Sérail (Париж)

1788 г. —  «Амур и Психея» L’Amour et Psyché Ж.-Ж. Родольфа (Лондон)

1788 г. —  La Fête de Tempé (Лондон)

1789 г. —  Admète (Лондон)

1794 г. —  La Bergère des Alpes (Лондон)

1794 г. —  La Vittoria (Лондон)

1795 г. —  Виндзорский замок Windsor Castle (Лондон)

1795 г. —  The Marriage of Peleus and Thetis (Лондон)