Морис БежарМори́с Бежа́р (фр. Maurice Béjart, настоящее имя Морис-Жан Бержé (фр.  Maurice-Jean Berger), родился 1 января 1927 в городе Марсель. Один из известных французских танцовщиков и балетмейстеров, театральный и оперный режиссёр. Он  является  одним  из лучших хореографов XX века.

Отец Мориса Гастон Берже (1896—1960) – философ, деятель культуры и образования из турецкого Курдистана, мать – каталанка. В роду у Бежара выходцы из Сенегала.

Слияние кровей  и соединение  национальных корней  внесло большое творческое начало в искусство артиста. Африканская кровь, по мнению самого хореографа, стала основополагающей для желания творить в танце.

Мать будущий хореограф потерял в  возрасте семи лет. Маленький Морис был болезненным ребенком, и доктор считал, что ему полезны занятия спортом. К тому времени Бежар посмотрел постановку  Сержа Лифаря, она его подтолкнула к занятиям балетом. Родители поведали об увлечении сына театром, и врач одобрил занятия классическим танцем. Первыми его преподавателями были эмигрантки Любовь Егорова и Вера Волкова. В 1941 году Морис стал заниматься хореографией, а в 1944 году достиг того, что стал дебютантом в балетной труппе марсельской Оперы. При всем его таланте и желании танцевать, в классическом балете он не прижился. В 1945 году Бежар переезжает в Париж. Там он несколько лет берет  уроки танцев  у известных хореографов. Благодаря этому, он осваивает мастерство множества различных хореографических школ.

Морис БежарПоначалу Бежар пробовал себя во многих хореографических коллективах. В 1948 году работал у Ролана Пети и Жанин Шарра, выступал в «Инглсби интернэшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950–1952 годах.

Бежар в 21 год работал в лондонской труппе под руководством Николая Сергеева над классическим репертуаром. Сергеев был хорошо знаком с хореографией, прославленного в танцевальном мире Петипа, потому что работал с ним более 20 лет. Благодаря этому, Бежар многое узнал о балетмейстерской работе в классической хореографии.

В Швеции Бежар работал в труппе «Кульберг-Балеттен». Там узнали, что он владеет хореографией Петипа и предложили ему поставить большое па-де-де из «Щелкунчика» для Стокгольмской оперы. Он восстановил дуэт, который был близок к оригиналу. В 1951 году в Стокгольме совместно с Биргит Кульберг поставил свой первый балет. Там же Бежар выступил  как хореограф и поставил фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского для кинофильма.

Морис БежарВ 1953 году Бежар с Ж. Лораном открыл в Париже труппу «Балле де л’Этуаль» («Ballet de l’Etoile»), которая выступала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари». Бежар совмещал постановки  балетов и выступления в них в ведущих ролях.

Мировой триумф ожидал его в 1959 году, в то время, когда его коллектив «Балле-театр де Пари» испытывал финансовые трудности. Неожиданно Бежар получил предложение от Мориса Юисмана, который был назначен новым директором брюссельского «Театр де ла Монне», поставить «Весну священную» на музыку И. Стравинского. Была подобрана группа талантливых танцоров, которые должны были создать балет всего за три недели. Бежар прочувствовал музыку Стравинского, услышав и увидев в ней, все тонкости проявления любви. В начале – это несмелый, осторожный порыв к объекту любви. Потом всепоглощающая страсть, со всеми оттенками проявления плотского желания. Этой постановкой были поражены не только знатоки классического танца, но и зрители всего мира.

Успешная постановка  «Весны священной» стала толчком к будущему Бежара как хореографа. В следующем году Юисман предлагает Бежару набрать балетную труппу в Бельгии. Во Франции никто не предлагал ему этого, а он мечтал работать и творить именно в таких условиях. Бежар, не задумываясь, переезжает в Брюссель. И в 1960 году появился «Балет ХХ века».

Морис БежарВ 1970 году Бежар открыл в Брюсселе школу-студию «Мудра». В 1987 году Морис Бежар выезжает со своим коллективом в Москву. Наши соотечественники оценили его творческую работу, и он стал любимчиком публики. Его стали называть Ивановичем, такого знака признания удостоился до него только Мариус Петипа.

Звезды советского балета начали борьбу за хореографию Бежара. Он работа с мэтрами балетного искусства такими, как Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Майя Плисецкая блистала в созданном, специально для нее балете «Айседора». Бежаром были поставлены для нее и сольные концертные номера.

В 1981 году с Клодом Лелушем в фильме «Одни и другие» он работал в кинематографии.

Одним из интересных фактов его биографии стал переход из католического вероисповедания в исламское в 1973 году. Немалую роль в этом сыграл его духовный наставник суфий Остад Элаи.

М. Бежар и М.ПлисецкаяВ течении долгих лет, Бежар работал с Владимиром Васильевым, который был первым  исполнителем в  постановке Бежара интерпретации балета И. Стравинского «Петрушка». Со своей супругой Екатериной Максимовой он исполнял ведущую партию в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

С 1984 года костюмы для балетов  Бежара творил известный в мире моды кутюрье Джанни Версаче. Десять лет спустя после его смерти 15 июля 2007 года в миланском театре «Ла Скала» вышла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью». Это было поставлено с благодарностью  и острым пониманием чувства дружбы с рано ушедшим другом. Бежара не остановили даже проблемы со здоровьем.

В 1987 году Морис Бежар увез «Балет ХХ века» в швейцарскую Лозанну и даже заменил название коллектива на «Лозаннский балет Бежара» («Béjart Ballet Lausanne»).

В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.

В 1999 году Бежар показал свою интерпретацию  балета «Щелкунчик», премьера которого прошла в октябре в Турине. Известная музыка Чайковского подвигла хореографа на создание автобиографического произведения. Главный персонаж его — девочка Клара, был заменен на мальчика Бима из балета Бежара 1978 года «Парижское веселье». Тематика постановки – это отношение к детству и матери Бежара.

Бежар придумал и поставил более ста балетов, написал пять книг.

Морис Бежар ушел из жизни 22 ноября 2007 года в больнице в Швейцарии.

Морис БежарПризнание и награды

1974 — премия Эразмус

1986 — посвящён в рыцари императором Японии

1993 — Императорская премия

1994 — премия le Prix Allemand de la Danse

2003 — приз «Бенуа танца» («За жизнь в искусстве»)

2006 — Золотая медаль за заслуги в области искусств, Испания

Член Французской академии художеств

Почётный гражданин Лозанны

Постановки, ученики и партии и д.р.

Постановки

1955 — «Симфония для одинокого человека» (Symphonie pour un homme seul), Париж

1956 — «Высокое напряжение» (High Voltage)

1957 — «Соната для троих» (Sonate à trois), Эссен

1958 — «Орфей» («Orphée»), Льеж

1959 — «Весна священная», театр «Ла Монне», Брюссель

1960 — «Такой сладкий гром» (Such Sweet Thunder)

1961 — «Болеро», театр «Ла Монне», Брюссель

1961 — «Четыре сына Эмона», Брюссель

1964 — «Симфония № 9», La Damnation de Faust, Брюссель

1965 — «Вариации для двери и вздохов»

1966 — «Ромео и Джульетта», Брюссель

1967 — «Месса по настоящему времени», Авиньон

1968 — «Бхакти» (Bhakti), Авиньон

1969 — «Номос-Альфа» (Nomos Alpha)

1971 — «Песни странствующего подмастерья» (Songs of a Wayfarer)

1972 — «Нижинский — клоун Божий» (Nijinski, clown de Dieu), Брюссель

1973 — «Голестан» (Golestan)

декабрь 1974 — «Что мне рассказывает любовь» на музыку 4, 5 и 6 частей Третьей симфонии Густава Малера, Опера Монте-Карло, Монако

1975 — «Складка на складку» (Pli selon pli), Брюссель

1975 — «Наш Фауст» (Notre Faust), Брюссель

1976 — «Гелиогабал» (Heliogabale), Иран

1976 — «Айседора», Опера Монте-Карло, Монако

1976 — «Мнимый Мольер» (Le Molière imaginaire), театр Комеди Франсэз, Париж

1977 — «Петрушка», Брюссель

1979 — «Леда» (Leda), Париж

1980 — «Эрос-Танатос» (Eros Thanatos), Афины

1982 — «Вена, Вена, город моей мечты» (Wien, Wien, nur du allein), Брюссель

1983 — «Месса будущего» (Messe pour le temps futur), Брюссель

1987 — «Воспоминания о Ленинграде» (Souvenir de Léningrad), Лозанна

1988 — «Пиаф» (Piaf), Токио

1989 — «1789 год… и мы» (1789… et nous), Париж

1990 — «Кольцо вокруг кольца» (Ring um den Ring), Немецкая опера, Берлин

1990 — «Пирамида» (Pyramide), Каир

1991 — «Смерть в Вене» (Tod in Wien), Вена

1992 — «Ночь превращения» (La Nuit Transfiguret), Лозанна

1993 — Mr. С. (в честь Чарли Чаплина, с участием Анны-Эмилии Чаплин), театр Ла Фениче, Венеция

1993 — «Эпизоды» (Les Episodes)

1993 — «Сисси, императрица австрийская» (Sissi, L’Impératrice Autriche), для Сильви Гиллем, музыка Иоганна Штрауса (Императорский вальс), костюмы Джанни Версаче, Лозанна, к/т «Метрополь»

1993 — «Волшебный мандарин» (Le Mandarin Mervelleau), музыка Белы Бартока, Лозанна

1995 — «Насчёт Шехеразады» À propos de Shéhérazade, Берлин

1997 — «Дом священника… Балет для жизни» (Le Presbytère… Ballet for Life), Париж

1999 — «Шёлковый путь» (La Route de la soie), Лозанна

2000 — «Дитя-король» (Enfant-roi), Версаль

2001 — «Танго» (Tangos (фр.)), Генуя

2001 — «Манос» (Manos (фр.)), Лозанна

2002 — «Мать Тереза и дети мира» (Mère Teresa et les enfants du monde)

2003 — «Чао, Федерико» (Ciao Federico), в честь Федерико Феллини

2005 — «Любовь — танец» (L’Amour — La Danse)

2006 — «Заратустра» (Zarathoustra)

2007 — «Вокруг света за 80 минут» (Le Tour du monde en 80 minutes)

2007 — «Спасибо, Джанни, с любовью» (Grazie Gianni con amore), памяти Джанни Версаче

Фильмография

Морис Бежар выступал в кино в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра:

1959 — «Симфония для одинокого человека», хореография и исполнение Мориса Бежара, режиссёр Луис Куни

1975 — «Я родился в Венеции», режиссёр Морис Бежар (с участием Хорхе Донна, Шоны Мирк, Филиппа Лизона и певицы Барбары)

2002 — B comme Béjart, документальный фильм

Последователи

Морис Бежар разрешил исполнять свои произведения только тем, с кем работал лично. Тем не менее, многие известные танцоры и танцовщицы исполняли его постановки, копируя их с видео. Высокий уровень их исполнения, все же был не в манере «бежаровского» видения. И на нарушающих запрет, до сих пор накладывается денежный штраф.

Одним из последователей Мориса Бежара стал Миша Ван Хук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.