Максимова Е.С.Екатери́на Серге́евна Макси́мова (1939—2009) ― артистка балета и педагог, прима-балерина Большого театра в 1958—1988 годах, звезда «Московского классического балета» и других балетных трупп.  Народная артистка СССР (1973). Заслуженная артистка РСФСР (1964).Народная артистка РСФСР (1969).

Внучка русского философа, теоретика искусства и филолога, психолога, теоретика искусства, переводчика философской и художественной литературы Г. Г. Шпета (1879-1937, который был репрессирован и расстрелян в Томске). Максимова еще была родственницей композитора Рахманинова, а помимо этого, дореволюционного министра Гучкова.

Звезда русского балета родилась в Москве 1 февраля 1939 года. Отец Сергей Максимов работал инженером, а мама Татьяна Максимова была журналистом и редактором издательства.

Ее судьбу в хореографии решала мама, которая долго сомневалась, но все-таки повела дочку на показ в хореографическое училище. Это решение мама Екатерины Максимовой приняла при помощи соседки, знаменитой балерины Екатериной Гельцер, которая увидела в девочке определенные данные к балетному искусству. Телосложение стройной, грациозной, потрясающей, пропорциональной фигурки подвижной Кати так и просилось в хореографию.

И в десять лет Катя Максимова поступила в Московское хореографическое училище. Первым ее педагогом стала Л. И. Рафаилова. Старейшина московского балета В. Д. Тихомиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, сказал о том, что ее ждет успех в театральной деятельности.

Максимова Е.С.Учась в первом классе, не проучившись даже год, она вышла на сцену Большого театра, который станет для нее родным. Сначала ей давали небольшие роли в оперных спектаклях, а вскоре доверили балетную роль в «Золушке»,  Катя была птичкой в свите феи Весны. А в 1952 году она стала участницей балета «Щелкунчик». Она исполняла партии снежинки, куклы, Маши-девочки, танцевала па-де-труа со своей соученицей и Владимиром Васильевым, с ним она связала потом свою судьбу и в творчестве, и в жизни.

Максимову заметили и зрители, и критики. Она стала известной уже во 2 классе. Неординарно и красочно выступив в маленькой роли белочки в детской опере «Морозко» на сцене Большого театра. Она уже в то время привлекла внимание поклонников. Ее талант привлек внимание балетмейстеров, которые уже в училище стали ставить номера специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила миниатюру В. А. Варковицкого «Соловей» на музыку А. А. Алябьева; сам великий К. Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого «Романс» на музыку С. В. Рахманинова.

Максимова танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли парижской «Гранд-опера», именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.

В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве и в этом же году дебютировала в партии Маши в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик» (хореография В. И. Вайнонена).

Максимова Е.С.В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт). Ее взяли в Большой театр, не в кордебалет, а на сольные партии. В этом театре Екатерина Максимова проработала до 1988 года. А педагогом у нее была Галина Уланова. Талант балерины Максимовой  был безграничен, она блистательно играла классические и современные партии. Ее воздушный прыжок завораживал публику.

В 1959 году,  после окончания училища, Екатерина Максимова поехала на свои первые  гастроли  за границу: в США и Канаду, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенные критики называют ее «чудесным маленьким эльфом», «бэби Большого балета». Еще одна победа в этом же году —  золотая медаль на конкурсе классического танца на Всемирном фестивале молодежи в Вене. Следом гастроли в Китай, а в следующие два года – Дания, Норвегия, Финляндия.

Затем Екатерину судьба связала с молодым балетмейстером Юрием Григоровичем, который работал в Ленинграде. Он был приглашен для постановки балета «Каменный цветок». Григорович сделал своих персонажей не просто отвлеченными образами, а живыми людьми, которые чувствовали, имели свои достоинства и недостатки. Талантливая Максимова смогла показать образ персонажа Катерины во всей красе.

В 1960 году Максимова снялась в фильме-балете «Золушка»,  танцуя фею Весны, в 1961 году танцевала Жизель в фильме «СССР с открытым сердцем», снятом для западной публики. Премьера проходила в Париже. В то время она уже связала свою личную жизнь с партнером Владимиром Васильевым. И этот месяц во Франции был для них медовым.

Максимова Е.С.Большой ответственностью стала для молоденькой Екатерины Максимовой, доверенная ей Галиной Улановой (блиставшей до этого времени в данной роли), партия Марии в балете «Бахчисарайский фонтан». У Улановой роль была пронизана лиричностью, а у Максимовой героиня предстала наивной и беспечной. Успех не заставил себя долго ждать.

В 1968 году Григорович поставил балет «Спартак». Партия Фригии, подруги Спартака создавалась специально для Екатерины Максимовой. Необычно было сочетание трагичности и хореографического рисунка. Неожиданно много сложнейших поддержек, сочетающихся с акробатическими приемами. Но Максимова и здесь оказалась на высоте. Она смогла сочетать античную пластику и современнейшую технику.

Карьера Максимовой была на самом взлете, но случилась беда, которая могла на всю жизнь не только лишить ее балета, но в худшем случае и возможности ходить. Это случилось на репетиции балета «Иван Грозный», на которой во время сложной верхней поддержки балерина не справилась с выходом из нее и получила травму позвоночника. Поначалу, к травме отнеслись не с должной осторожностью, Максимова рвалась репетировать. Но это стремление работать сыграло злую шутку. Балерина оказалась на больничной койке, без возможности нормально двигаться. Но Екатерина Максимова, несмотря на свою хрупкость обладала большой силовой воли и непреодолимым желанием танцевать, да вдобавок с ней рядом был любящий и верящий в нее мужчина. Васильев разработал целую систему упражнений для жены, а еще балерина целый год проходила в специальном корсете. И буквально через год, случилось чудо — вместе они победили болезнь! 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого в «Жизели».

Максимова Е.С.После такого испытания мировоззрение Екатерины Максимовой немного изменилось. Ее легкость восприятия мира сменилась глубиной чувств.

В 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар», где она сыграла Эолу, а затем еще целый ряд спектаклей, как в театре («Эти чарующие звуки…»,1978), так и на телевидении («Анюта» и «Чаплиниада»).

В 1980 году закончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского по специальности «педагог-балетмейстер. С этого же года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии своего института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора).

В 1982 году по приглашению Франко Дзеффирелли снялась в его «Травиате» (па-де-де Максимовой и Васильева было заснято с одного дубля).

В 1988 году произошла неприятная история увольнения звёзд «пенсионного возраста», в результате которой со скандалом Екатерина Максимова была уволена из театра Юрием Григоровичем.

Исполнительская деятельность закончилась в 1990 году. Екатерина стала педагогом-репетитором балета Кремлевского дворца съездов. Работая с Александром Парра поставила спектакль «Библия» и следом спектакль «Русская рулетка». В 1998 году Владимир Васильев стал руководителем балета Большого театра и вернул в него супругу в качестве педагога.

Максимова Е.С.Вместе с мужем Владимиром Васильевым Екатерина Максимова приложила много усилий к организации и проведению в Перми конкурса артистов балета «Арабеск», возглавляла его жюри с 1996 по 2008 год. В 2008 году супружеская пара отмечала пятидесятилетие творческой деятельности и X конкурс проводился в их честь. Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году.  Следующий, XI конкурс, прошёл уже после смерти Екатерины Сергеевны, и был посвящён её памяти. С 2012 года «Арабеск» и его высшая награда, Гран-при, носят имя Екатерины Максимовой.

Ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена 30 апреля на Новодевичьем кладбище столицы.

Признание и награды

  • Максимова Е.С.Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (1957, золотая медаль)
  • VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 1-я премия и золотая медаль)
  • Международный конкурс артистов балета в Варне (1964, 1-я премия)
  • Заслуженная артистка РСФСР (11 ноября 1964)
  • Народная артистка РСФСР (1969)
  • Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1971)
  • Премия Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В. В. Васильевым) (1972, Париж)
  • Премия Ленинского комсомола (1972) — за выдающееся исполнительское мастерство, большой вклад в развитие советского хореографического искусства
  • Народная артистка СССР (1973)
  • Орден Ленина (1976)
  • Государственная премия СССР (1981) — за исполнение партий в балетных спектаклях и телефильмах последних лет
  • Орден Дружбы народов (1981)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за исполнение заглавной партии в фильме-балете «Анюта» (1981)
  • Премия Академии Симба (Италия, 1984)
  • Премия «Вместе за мир» (1989, Италия)
  • Премия имени Джино Тани — «Лучший дуэт» (совместно с В. В. Васильевым; 1989, Италия);
  • Действительный член Международной академии творчества (1989)
  • Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990)
  • Премия имени С. П. Дягилева (1990)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991) — за концертные программы последних лет
  • Орден Дружбы народов (28 января 1994) — за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства и большой личный вклад в развитие мировой культуры
  • maximova_8Академик Академии российского искусства (1995)
  • Почетный профессор МГУ (1995)
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (29 января 1998) — за большой личный вклад в развитие национального искусства России, организацию и проведение концертных программ и общественно-политических мероприятий
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (30 января 1999) — за выдающиеся успехи в области хореографического искусства
  • Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства
  • Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия)
  • Приз «Душа танца» (номинация «Мэтр танца») журнала «Балет».
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 декабря 2008) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина»
  • Член исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Постановки, ученики и партии и д.р.

Максимова Е.С.Балетные партии

ГАБТ СССР
  • «Жизель» А. Ш. Адана — Па-де-де (1958), Жизель (1960 — хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского)
  • «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Танец маленьких лебедей (1958), Одетта-Одиллия (1968); хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера
  • «Каменный цветок» С. С. Прокофьева ― Катерина (1959)
  • «Медный всадник» Р. Глиэра ― Коломбина (1960)
  • «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Танец с колокольчиками (1960), Мария (1962)
  • «Конёк-горбунок» Р. Щедрина ― Водяница (1960)
  • «Тропою грома» К. Караева — Лиззи (1960)
  • Шопениана на музыку Ф. Шопена — Сильфида (1959—1960)
  • «Лесная песня» М. А. Скорульского — Мавка (1961)
  • Пламя Парижа Б. В. Асафьева — Жанна (1961)
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского ― Маша (1962 ― хореография В. Вайнонена; 1966 — хореография Ю. Григоровича)
  • «Паганини» С. В. Рахманинова ― Муза (1962)
  • «Спартак» А. И. Хачатуряна ― Нимфа (1962), Фригия (1968)
  • «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (из оперы «Фауст») ― Вакханка (1962)
  • maximova_10«Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина (1963), Аврора (1964 ― хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, первая редакция; 1973 ― хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, вторая редакция)
  • «Золушка» С. С. Прокофьева ― Золушка (1964 ― хореография Р. Захарова)
  • «Петрушка» И. Ф. Стравинского — Балерина (1964)
  • «Дон Кихот» Л Ф. Минкуса — Китри (1965 — хореография М. Петипа и А. Горского)
  • «Икар» С. М. Слонимского ― Девушка (1971), Эола (1976)
  • «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ― Джульетта (1973 ― хореография Л. Лавровского)
  • «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо, хореография В. Васильева ― Солистка (1978)
  • «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара (большое адажио из балета) ― Юлия (1979)
  • «Гусарская баллада» Т. Хренникова — Шура Азарова (1980)
  • «Анюта» на музыку В. А. Гаврилина по А. П. Чехову, хореография В. Васильева ― Анна (1986)
На сценах других театров
  • «Натали, или Швейцарская молочница», композиторы А. Гировец и Карафа ди Колобрано, хореография П. Лакотта по Ф. Тальони ― Натали (1980, Московский классический балет)
  • «Повесть о Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва ― Джульетта (1981, Московский классический балет)
  • «Максимова Е.С.Онегин» П. И. Чайковского по А. С. Пушкину, хореография Д. Крэнко ― Татьяна (1989, Английский национальный балет)
  • «Золушка» С. С. Прокофьева, хореография В. Васильева ― Золушка (1991, Кремлёвский балет)
  • «Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва ― Ева (1994, Московский классический балет)

Будучи на гастролях, Екатерина Максимова исполняла ведущие партии в балетах М. Бежара («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза) (1978); Р. Пети («Голубой ангел» на музыку М. Констана) (1987); «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Продавщица перчаток) (Неаполитанский театр Сан-Карло); «Нижинский» (Ромола Нижинская) (1989, Неаполитанский театр Сан-Карло).

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей

Большой театр СССР
  • 1970 — «Спартак» — Фригия (композитор А. И. Хачатурян, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Жюрайтис)
  • 1974 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта (композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Л. М. Лавровский, дирижёр А. Жюрайтис)
  • 1978 — «Щелкунчик» — Маша (композитор П. И. Чайковский, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
  • 1979 — «Каменный цветок» — Катерина (композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик Ю. Н. Григорович, дирижёр А. Копылов)
Московский классический балет
  • 1980 — «Натали, или Швейцарская молочница» — Натали (композиторы А. Гировец и Карафа ди Колобрано, балетмейстер-постановщик П. Лакотт по Ф. Тальони, дирижёр В. Эдельман)
Театр балета Государственного кремлёвского дворца
  • 1994 — «Золушка» — Золушка (композитор С. С. Прокофьев, балетмейстер-постановщик В. В. Васильев, дирижёр М. Плетнёв)

Художественные кинофильмы, фильмы-балеты

  • Максимова Е.С.1960 — «Хрустальный башмачок» — фея Весны (реж. Р. Захаров, А. Роу)
  • 1961 — «СССР с открытым сердцем» — Катя (фильм-концерт, реж. В. Катанян, Л. Кристи)
  • 1970 — «Трапеция» — Девочка (реж. Ф. Слидовкер, В. Смирнов-Голованов)
  • 1977 — «Галатея» — Элиза Дулиттл (реж. А. А. Белинский)
  • 1979 — «Старое танго» — Петер (реж. А. А. Белинский)
  • 1980 — «Жиголо и Жиголетта» — Стелла (реж. А. А. Белинский)
  • 1982 — «Анюта» — Анюта (реж. А. А. Белинский)
  • 1982 — «Сотворение мира» — Ева (реж. Н. Касаткина, В. Василёв)
  • 1982 — «Травиата» — испанская танцовщица (реж. Ф. Дзеффирелли)
  • 1985 — «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, хореография В. Васильева — солистка
  • 1986 — «Фуэте» — Елена Князева (реж. Б. В. Ермолаев, В. В. Васильев)
  • 1987 — «Чаплиниана» — Примадонна (реж. А. А. Белинский)
  • 1994 — «Классная дама» — Наталья Давыдовна (реж. А. А. Белинский)

Документальное кино

  • 1973 — «Дуэт» (фильм, посвящённый творчеству Е. Максимовой и В. Васильева)
  • 1989 — «Катя и Володя» (реж. Д. Делуш, Франция)
  • 1990 — «И осталось, как всегда, недосказанное что-то…»
  • 1998 — «Катя» (реж. Н. С. Тихонов)
  • 2004 — «Когда танец становится жизнью» (реж. Н. С. Тихонов)
  • 2008 — «Фуэте длиною в жизнь»