Учебная практика в России насчитывает шесть твердо установленных форм port de bras. При освоении port de bras вводятся: epaulement, сочетание различных позиций рук, перегибания и повороты корпуса. Исполнять port de bras нужно точно, но предельно просто и естественно. В будущем это позволит учащимся свободно и творчески создавать сценический образ, а не механически повторять заученные жесты.

I форма Port de bras.

port de bras I

port de bras I

Изучается en face, исходная позиция I невыворотная.  Исполняется на 8 тактов по ¾, с фиксацией каждой позиции. Два такта по ¾ занимает каждый отрезок Port de bras.

Обе руки поднимаются в I позицию, голова наклоняется к левому плечу, взгляд устремлен на ладонь правой руки. Руки поднимаются в III позицию, взгляд сопровождает движение кисти правой руки.  Голова вскидывается  слегка вверх, взгляд направлен в локоть правой руки. Руки раскрываются во II позицию, голова поворачивается направо, затем руки опускаются в подготовительное положение. Взгляд сопровождает движение правой руки. В заключение голова занимает положение «прямо».

II форма Port de bras.

port de bras II

port de bras II

Исходное положение: V позиция, руки раскрываются через I позицию: правая — во II позицию, левая — в III позицию.  Исполняется на 8 тактов по ¾.

На 2 такта левая рука раскрывается во II позицию, голова поворачивается налево;

На 2 такта правая рука поднимается в III позицию, левая рука опускается в завышенное подготовительное положение. Голова поворачивается направо – взгляд направлен в локоть правой руки.

На 2 такта обе руки соединяются в I позиции, голова наклонена к левому плечу.

На 2 такта левая рука поднимается в III позицию, правая рука раскрывается во II позицию.

II форму port de bras можно выполнять на середине с grand plie по V и II  позициям.

port de bras III

port de bras III

III форма Port de bras.

Изучается en face, исходная позиция ног  I, руки раскрываются во II позицию. Исполняется на 8 тактов по  ¾.

Одновременно с наклоном корпуса вперед обе руки опускаются в подготовительное положение. По мере выпрямления корпуса руки из I позиции поднимаются в III. При сохранении III позиции рук корпус перегибается назад. Одновременно с выпрямлением корпуса руки раскрываются во II позицию. Взгляд  сопровождает правую руку.

port de bras IV

port de bras IV

IV форма Port de bras.

Исходное положение: V позиция, правая нога впереди, epaulment croisee; руки открываются через I позицию: правая – во II позицию, левая – в III.  Исполняется на 8 тактов по  ¾.

Лева рука открывается из III позиции во II, правая остается во II. Обе кисти обращаются ладонями вниз. Корпус одновременно поворачивается влево с легким прогибом назад. Далее руки соединяются в I позиции, причем  левая проходит через подготовительное положение, и снова занимают исходные позиции.  Корпус одновременно возвращается в первоначальное положение и так удерживается до конца упражнения.

V форма Port de bras.

Исходное положение: V позиция, правая нога впереди, epaulment croisee; руки открываются через I позицию: правая – во II позицию, левая – в III, голова повернута направо.  Исполняется на 8 тактов по  ¾.

Перед началом движения голова поворачивается прямо, подбородок вскинут, взгляд  направлен на кисть левой руки. Выполняется наклон корпуса вперед – как в III форме port de bras. Наклон идет от поясничных позвонков, спина ровная. Бедра подтянуты. Левая рука опускается в I позицию.  Голова наклоняется синхронно с опусканием левой руки. Одновременно правая  рука через подготовительное положение подводится в I позицию к левой. Корпус разгибается, руки сохраняют I позицию. Голова наклонена к левому плечу.  Затем с одновременным перегибом влево и назад левая рука отводится во II позицию, а правая – в III. Голова повернута налево. Усиливая перегиб корпуса назад , руки переводятся: левая – в III позицию, а правая – во II. Голова поворачивается направо. Руки сохранят принятое положение, корпус выпрямляется.

VI форма Port de bras.

Исходное положение: V позиция, правая нога впереди, epaulment croisee. Исполняется на 8 тактов по  ¾, или 2 такта по 4/4.

Preparation.  Одновременно с demi plie на левой ноге  правая нога скользит по полу, вытягивается вперед на croisee, руки в I  позиции, голова наклонена влево, взгляд устремлен в кисти рук. Через demi plie в  IV позиции тяжесть корпуса передать на правую  ногу и принять позу croisee назад. При этом левая рука поднимается в III позицию, а правая – раскрывается во II. Голова повернута к правому плечу.

Перед исполнением VI формы port de bras голова поворачивается к левой руке, взгляд направлен на ее кисть, подбородок вскинут.  На правой ноге сделать глубокое demi plie, одновременно отвести вытянутую левую  ногу назад (растяжка), не отрывая носка от пола. Вся тяжесть корпуса – на правой ноге. Корпус одновременно наклоняется вперед  со втянутой спиной, грудь как бы опускается за колено правой ноги. От носка левой ноги к левой руке создается восходящая линия. Руки сохраняют то же положение, голова – в положении «прямо». Передать центр тяжести корпуса на левую ногу, не подтягивая ее, не сгибая (как бы оттолкнуться правой ногой), правую подтянуть, не отрывая носок от пола, в положении croisee вперед. Переходу помогают руки, которые собираются в I позиции и подхватывают корпус. Голова держится прямо, взгляд направлен на кисти рук. Затем выполняется перегиб корпуса влево и назад, как в V форме port de bras. Левая рука отводится во II позицию, правая — в III.  Во время прогиба руки соответственно меняются. Корпус выпрямляется, левая рука – в  III позиции, правая – во II, и через  проходящее demi plie в IV позиции центр тяжести переносится на правую ногу. Возврат в исходное положение.