Бауш Пина

Пина БаушПина Бауш, (настоящее имя  Филиппина  Бауш) родилась 27 июля 1940 года в Золингене (земля Северный Рейн – Вестфалия). Её путь к хореографическому триумфу начинался с впечатлений детства, которые она получала из-под стола в маленьком кафе, которое принадлежало родителям девочки (в Золингене, в центре Рейнско-Рурского угольного бассейна), с интересом наблюдая за посетителями.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Танец – стал ее желанием и призванием. Филиппина стала учиться танцам и, вскоре, уже была солисткой детского балета города Вупперталя. Известный хореограф Курт Йоссом, который был известен в то время своим экспрессионистским антивоенным балетом «Зеленый стол» (который ставят на подмостках до сих пор), принял танцовщицу пятнадцати лет в свой «Фолькванг-балет» в Эссене, который был частью известной школы «Фольквангшуле» с акцентом на музыку, театр и живопись. В городке, где основное население были шахтерские семьи восточноевропейского происхождения и заняты были только бытовым выживанием, создание школы такого плана было творчески нереально.

Но все же для Бауш, окончившей «Фольквангшуле» в 1958 году – это стало отправным этапом для дальнейшей танцевальной карьеры. Она отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, в Джульярдскую школу, блистала в компании Пола Санасардо и в «Нью Амэрикен балле». Она смогла покорить бы и подмостки США, но в 1962 году Курт Йосс, заметивший ее талант ранее, пригласил солисткой в «Фолькванг-балет» в Эссене.

Пина БаушПоказав себя талантливой танцовщицей, в течение нескольких сезонов, Бауш решилась на постановочную работу и создала хореографическое произведение «Фрагмент» в 1968 году. Зрители не воспринимали ее творения больше десятка лет. Первый проект Пины игнорировали, открыто уходя со спектакля. Но она боролась и дождалась признания, сначала не простого зрителя, а профессионалов.

В Кёльне, в 1969 году она завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов.

1973 году после представления публике экспериментального балета «Nachnull», Пину Бауш назначили главным хореографом в Вуппертале.

Знаменитая опера Глюка «Ифигения в Тавриде», подвигла Бауш на хореографическую постановку. Результатом стало: одобрение критиков и неприятие некоторых представителей культурного общества Вупперталя, которые даже угрожали постановщице.

Пина Бауш была одержима хореографией и создала свою, ни на кого не похожую труппу, поставив спектакли, которые, смотрит весь мир. Например: «Кафе Мюллер» и «Семь смертных грехов» по Брехту и Вайлю. Эти постановки, были созданы под влиянием ее преподавателя Курта Йосса. Они были пропитаны немецким экспрессионизмом.

Пина Бауш«Семь смертных грехов» критики назвали «самым разрушительным зрелищем, которое можно увидеть на немецкой сцене», потому что не увидели в спектакле эмоционального спокойствия, ярких миролюбивых очертаний героев. Спектакль получился  жестким, в хореографии присутствует агрессивный настрой.

В восьмидесятых Пина Бауш была одной из самых известных и неординарных личностей  в мировом «рейтинге» хореографов. Она не была любительницей публичных выступлений и интервью.

Со временем эта хрупкая, но сильная женщина становилась лучшей в основании нового немецкого танцевального искусства. Ее талант помог создать из современного танца жанр, который включал в себя единение: танца, театра, музыки в необычных новаторских сочетаниях. Она так неординарно соединяла жанры, что ее талант восхищает и поныне. Она гармонично могла соединить разные по свей сути жанры, то выдвинув сцену и декорации на первый план, то  сделать акцент на музыку: в ее случае это неожиданное обращение к музыке Стравинского, а потом взяться за шлягеры и джазовые композиции, обратиться к оперетте, и тут же взять и соединить песни для детей с музыкой парижского авангардиста-электронщика Пьера Анри.

Пина БаушРелигиозная направленность постановок тоже имеет место в ее хореографических постановках, хотя она сетовала на то, что этого часто не замечают.

Со временем постановки Пины Бауш поменяли свою эстетическую окраску. Они стали эмоционально-наполненными, непредсказуемо-экзотичными, оригинальными и впечатляющими. Это результат ее пребываний в тех городах, где она выступала со своей труппой: Будапешт, Палермо, Стамбул, Токио, Лиссабон, Гонконг, Мадрид, Рим, Лос-Анджелес, Сеула, Вены. В этот период в постановках Пины Бауш уже не обнаруживается открытого душевного соприкосновения с теми, кому она преподносит свой талант, как было раньше. Острота жестких чувств и эмоций ушла, сейчас она преподносит  зрителю упокоение, а иногда даже создает состояние эйфории.

Одним из самых, поражающих воображение спектаклей, стал «Мазурка Фого» («фого» по-португальски означает праздничная), поставленный Пиной Бауш в 1998 году. Визуальное единение актеров и зрителей, дрейфующих на маленьком экзотическом острове в водах нескончаемого океана (на экране постоянно жила своей непредсказуемой жизнью водная феерия), приводила зрителей в восторг. Постановщица использовала хореографические придумки, сотворенные ею для других постановок.

Пина БаушМногие постановки Пины Бауш не имеют сюжета, но впечатляюще живы на сцене. В 1999 году постановщица создала спектакль «О, Дидо», наполненный цветами, среди которых танцуют актеры.

Сложилась и ее кинематографическая судьба у известнейших режиссеров. В 1983 году Федерико Феллини снял Пину Бауш в картине «И корабль плывет» в небольшой роли слепой ясновидящей принцессы, играющей в шахматы. Актриса смогла виртуозно показать покорность, загадочность героини. Это была талантливая игра, которой владела Пина Бауш. В повседневной творческой жизни она бескомпромиссно боролась за права женщин. В 2002 году, в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней» Пина Бауш играла себя.

Хореографом экспериментального балета «Nachnull» она оставалась до своей кончины. Пина Бауш умерла 30 июня 2009 года от онкологии, так и не попав, на гастроли в Москву  со своим спектаклем «Семь смертных грехов».

Признание и наградыПина Бауш

  • 1984 — премия «Бесси», Нью-Йорк
  • 1991 — Орден Искусств и литературы Французской республики
  • 1995 — Немецкая национальная танцевальная премия
  • 1997 — Награда Берлинского театра
  • 1997 — Большой крест со звездой и плечевой лентой «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
  • 1997 — Крест ордена Сантьяго, Португалия
  • май 1999 — Европейская театральная премия, Таормина, Италия
  • 1999 — премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца, США
  • 1999 — Императорская премия, Япония
  • ноябрь 1999 — «honoris causa» в области искусств, музыки и зрелищ (итал. la laurea honoris causa in Disciplina delle Arti, della Musica e dello Spettacolo) Болонского университета, Италия
  • 2003 — Орден Почётного легиона
  • 2004 — премия Нижинского, Монте-Карло
  • 2005 — театральная премия «Золотая маска», Москва
  • 2006 — Почётный директор (итал. Direttore Onorario) итальянской Национальной академии танца, основательницей и пожизненной главой которой до 1970 года была Я Руская.
  • июнь 2007 — «Золотой лев» Венецианской биеннале «за вклад в искусство»
  • ноябрь 2007 — Премия Киото
  • 2008 — Премия Гёте, Франкфурт-на-Майне

Постановки, ученики и партии

Пина БаушСпектакли:

  • «Фрагмент» (1968г.)
  • «Орфей и Эвридика»
  • «Мойщик окон»
  • «Гвоздики»
  • «Весна священная»
  • «Каффе Мюллер»
  • «Семь смертных грехов»
  • «Kontakthof»  – в спектакле задействованы танцовщики от 58 до 77 лет
  • «Нефес»
  • «Бамбуковый блюз»
  • «Мазурка Фого»
  • «О, Дидо» (1999г.)
  • «Новая пьеса 2009»
  • Полнолуние (2006)

Фильмы: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.