Рола́н Пети́ (фр. Roland Petit, 13 января 1924, Виллемомбль, Сена — Сен-Дени — 10 июля 2011, Женева) — французский танцовщик и хореограф, один из признанных классиков балета XX века.
Ролан Пети с детства был знаком с балетом. Его мать Роз Репетто создала компанию по производству танцевальной одежды и обуви Repetto. Отец — владелец закусочной. Учился Ролан в балетной школе Парижской Оперы у Гюстава Рико и Сержа Лифаря. Закончив обучение в 1940 году, был принят в кордебалет Гранд-Опера.
В 1945 году с такими же молодыми танцорами Парижской оперы как и он участвовал в Танцевальных вечерах Театра Сары Бернар. Этот год стал годом открытия собственной труппы «Балет Елисейских полей» совместно с Жанин Шарра и при поддержке Жана Кокто, Бориса Кохно и Кристиана Берара, где ему был предоставлен пост балетмейстера. В 1946 году поставил балет «Юноша и смерть» на супружескую пару Жана Бабиле и Натали Флиппар (сценарий Жана Кокто, музыка И. С. Баха). Этот спектакль классическим достоянием балетного искусства.
В 1948 году Ролан уходит из труппы и решает создать новый коллектив в театре Мариньи — «Балет Парижа». В 1949 году для своей прима-балерины Рене (Зизи) Жанмер ставит великолепный балет «Кармен». Премьера в Лондоне принесла ошеломляющий триумф, после чего балерину пригласили в Голливуд, за ней следом уезжает и Пети. Здесь он работает как в качестве хореографа, так и в качестве танцовщика.
Вместе с Жанмер и Эриком Бруном в 1952 году принимает участие в съёмках фильма-мюзикла «Ганс Христиан Андерсен» (Принц в эпизоде «Русалочка»). А в 1955-м вышло два фильма с его хореографией: «Хрустальный башмачок» с Лесли Карон и «Длинноногий папочка» с Фредом Астером.
В 1954 году Пети вступил в брак Зизи Жанмер. Их дочь Валентина также стала танцовщицей и артисткой кино.
В 1960 году режиссёр Теренс Янг снял фильм-балет «Раз, два, три, четыре, или Чёрные чулочки», в него были включены четыре балета Пети: «Кармен», «Авантюристка», «Сирано де Бержерак» и «Траурный день». Его участниками были Рене Жанмер, Сид Чарисс, Мойра Ширер и Ханс ван Манен. У Пети были три главные роли в собственной хореографии: Дона Хозе, Жениха и Сирано.
В 1965 году в Парижской Опере поставил балет на музыку Мориса Жарра «Собор Парижской богоматери». Главные роли на первом показе исполняли Клэр Мотт (Эсмеральда), Сирил Атанасов (Клод Фролло), Жан-Пьер Бонфу (Феб). В роли Квазимодо выступал сам балетмейстер.
В 1973 году для Майи Плисецкой Роланом Пети была поставлена миниатюра «Гибель розы» на музыку Малера.
В 1972 году создал Балет Марселя. Пети был его руководителем 26 лет. Первым спектаклем в нем был балет «Пинк Флойд», его представляли на стадионе Марселя и в парижском Дворце спорта. В нем блистали Доминик Кальфуни и Дени Ганьо.
Ролан Пети успел поставить более пятидесяти балетов и номеров для танцовщиков мирового балета. Его шедевры были стилистически и технически наполнены, а разнообразие балетных находок поражало. Ему был интересен авангардизм с одной стороны и реализм с другой. Он работал с Мартиалом Райсом, Жаном Тэнгли и Ники де Сен-Фалль. Сотрудничал с модельером Ивом Сен-Лораном (костюмы для балета «Собор Парижской богоматери» и номера «Гибель розы»), певцом и композитором Сержем Генсбуром, скульптором Бальдаччини, художниками Жаном Карзу и Максом Эрнстом. Либретто для Пети писали Жорж Сименон, Жак Превер и Жан Ануй. Музыку для его балетов писали Анри Дютийе и Морис Жарр.
Ролан Пети прожил яркую и наполненную творчеством жизнь, умер в 87 лет.
Признание и награды
Офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства (1965)
Кавалер Ордена Почётного легиона (1974)
Лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975)
Лауреат Государственной премии Российской Федерации за постановку балета Пиковая дама в Большом театре (2001)
Постановки, ученики и партии и д.р.
- Рандеву / Le rendez-vous ( 1945)
- Герника / Guernica 1945
- Юноша и смерть / Le Jeune Homme et la Mort (1946)
- Бродячие комедианты / Les forains (1948)
- Кармен / Carmen (1949)
- Балабиле / Ballabile (1950)
- Волк / Le loup (1953)
- Собор Парижской богоматери / Notre-Dame de Paris (1965)
- Потерянный рай / Paradise Lost (1967)
- Краанерг / Kraanerg (1969)
- Гибель розы / La rose malade (1973)
- Пруст, или Перебои сердца / Proust, ou Les intermittences du coeur (1974)
- Коппелия / Coppélia (1975)
- Фантастическая симфония / Symphonie phantastique (1975)
- Пиковая дама / La Dame de pique (1978)
- Призрак оперы / Le phantôme de l’Opéra
- Les amours de Frantz (1981)
- Голубой ангел / The Blue Angel (1985)
- Клавиго / Clavigo (1999)
- Пути творения / Les chemins de la création (2004)
Постановки в России
- Собор Парижской богоматери — Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (1978)
- Кармен — Мариинский театр (1998)
- Юноша и смерть — Мариинский театр (1998)
- Пиковая дама — Большой театр (2001)
- Собор Парижской богоматери — Большой театр (2003)
- Юноша и смерть — Большой театр (2010)
- Коппелия — театр Станиславского и Немировича-Данченко (2012)
Мемуары
J’ai dansé sur les flots (1993, рус. пер. 2008)