Эрик Белтон Эверс Брюн (Брун) (дат. Erik Belton Evers Bruhn). Родился  3 октября 1928 года в Копенгагене, прославился как выдающийся  датский танцовщик и хореограф мирового класса.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Эрик Белтон Эверс Брюн был не первым ребёнком в семье Брюнов.  Для его матери Элен (до замужества – Эверс), которая имела парикмахерский салон, он был первым ребёнком, а вот для Эрнста Брюна – третьим. Элен и Эрнст поженились перед рождением Эрика.

В 1937 году Эрик стал учиться в балетной школе при Королевском балете Дании. Там отдавали предпочтение технике Бурнонвиля, на которой и воспитался мальчик. Первое публичное выступление произошло на сцене Королевского оперного театра в Копенгагене, где он танцевал роль Адониса в балете Харальда Ландера «Thorvaldsen».

Когда Эрик достиг совершеннолетия, его приняли в труппу Американского театра балета, где он успешно выступал в течение девяти лет.

Эрик Белтон Эверс Брюн (Брун) С 1947 года Брюн стал активно работать. Каждую неделю по субботам выступал на вечерах в Датской компании, в это же время 6 месяцев танцевал с Балетом Метрополитена. Этот балет существовал достаточно недолго, но  эта работа столкнула его с болгарской балериной Соней Аровой.

В Датский Королевский Балет Брюн вернулся весной 1948 года. В 1949 году стал солистом — это  высочайший уровень признания танцора в датском балете. Вскоре артист взял отпуск и присоединился к «Нью-Йоркскому балету». В то время уроки Веры Волковой стали для танцора основой хореографического мастерства.

Мировое признание Брюна начинается с 1 мая 1955 года. Брюн после трёх репетиций вышел на сцену в роли Альберта в балете «Жизель» на одном из утренников в Театре Балета Нью-Йорка, его партнёршей была Алисия Маркова. Они произвели фурор.

Эрик Белтон Эверс Брюн (Брун) Из Датского Балета Брюн ушел в 1961 году. К тому времени он уже имел мировое признание, но иногда выступал как приглашённый танцор со своей компанией. В этом же году вернулся в Нью-Йоркский Театр Балета, чтобы начать сезон. Около десяти лет Брюн был участником балетных компаний Европы и Северной Америки, включая Городской Балет Нью-Йорка, Балет Джофри, Королевский балет Лондона. Он был известен за его ведущую роль в «Сильфиде» и «Жизели» Фредерика Аштона, в «Ромео и Джульетте» и «Лебедином Озере». Джон Кранко специально для Эрика написал «Дафниса и Хлою» для выступления в Штутгартском Балете в 1962 году. Брюна  признали одним из лучших актеров драматической роли.

В 1963 году Брюн получил титул «Рыцарь ордена Даннеброг», что означало признание и честь. В 1972 году известный танцор ушёл из «Дворянских Танцоров». В то время он стал исполнять разноплановые роли: колдунью Медж в «Сильфиде», доктора Коппелиуса и Петрушку.

Эрик Брюн и Нора КейнБрюн управлял Шведской оперой и балетом с 1967 по 1973 годы, а Национальным балетом Канады — с 1983 и до конца жизни. Брюну два раза предлагали должность директора «Датского королевского балета», но этот пост его не привлекал.

Великолепный педагог, любящий чистоту танцевальной формы, понимающий необходимость зрелищного драматизма на сцене, он считал, что всё действие вживания в роль должно быть под контролем, чтобы артист не потерял свою сущность, а с ней и способность играть.

Актёрский талант Брюна проявился в полной мере в 1974 году, когда он исполнил ведущую роль Рашомона с Суссей Волдь в Дании.

Эрик Брюн встретился с Рудольфом Нуриевым. Нуриев был поклонником Брюна, которого увидел во время гастролей Американского балетного театра. Они поддерживали любовные отношения в течение 25 лет. Хотя у Эрика Бруна была невеста — балерина Мария Толчиф (1925—2013).

Эрик Брюн и Рудольф НуриевЭрик Брюн умер в Торонто 1 апреля 1986 года от рака легких. Однако, по словам Пьера-Анри Верхлаца, он, возможно, умер от СПИДа. Похоронили его в Гентофте, на кладбище Марибьерга, которое находится в одном из богатых северных пригородов Копенгагена, недалеко от его родительского дома. Брюна посмертно наградили в 1987 году за «образцовый вклад в культуру и историю Канады» ежегодной премией за выдающиеся достижения в области искусства.

Эрик Белтон Эверс Брун (дат. Erik Belton Evers Bruhn.) один из наиболее значимых танцовщиков классического балета XX века. С 1988 года в память об артисте в Торонто проходит ежегодный Международный конкурс на приз имени Эрика Бруна.

Постановки, партнерши

Постановки

Эрик Брюн и Рудольф НуриевБрюн поставил полнометражные спектакли классических балетов:  «Ле Сильфида» и «Жизель», «Коппелия», неоднозначное «Лебединое Озеро» в исполнении Национального балета Канады. Они были  положительно оценены и восприняты. А постановка «Па-де-де» из репертуара Бурнонвиля принесла ему очередную мировую признательность.

Партнерши

Эрик Брюн и Рудольф НуриевПомимо болгарской балерины Сони Арове, партнёршами Брюна были известные на весь мир балерины. Во-первых, американские Синтия Грегори и Норой Кея, Аллегра Кент и Мария Тальчиф,  российская балерина Наталья Макарова,  Дэйн Кирстин Симоне, английская Надя Нерина и  итальянская прима-балерина Карла Фраччи.