Элвин Эйли (Alvin Ailey) родился 5 января 1931 года, в Роджерсе, штат Техас. Мать родила его в юном возрасте. Отец жил с ними недолго. Детство Элвина прошло в бедности, в маленьком городке Навасота, где часто посещал черные церковные службы и слушал музыку в местном танцевальном зале. Когда ему исполнилось 12 лет, он уехал в Лос-Анджелес. Эйли был работоспособным и талантливым учеником, языки и легкая атлетика давались ему особенно хорошо.
Первым балетом, который увидел Элвин, было выступление «Балле рюс де Монте-Карло» (Ballet Russe de Monte Carlo). Это его сильно впечатлило, и он решил связать свою жизнь с танцем. Эйли ушел с отделения романских языков в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) и начал учиться современной хореографии в школе Хортона в 1949 году. Позже Элвин учился у Кэтрин Данэм, но самое важное влияние на него было оказано балетмейстером и учителем Лестером Хортоном. А уже в 1950 он участвовал в бродвейской постановке «Цветочный дом» Трумена Капоте. Эйли остался в Нью-Йорке и начал обучаться в балетной школе современному танцу и сценическому искусству. С ним учились одаренные балерины Марта Грэм и Дорис Хэмфри. В 1955 году он появился в постановке «Беззаботное дерево» («The Carefree Tree»). В 1957 году Эйли был ведущим танцором в другом бродвейском мюзикле «Ямайка» с Леной Хорн и Рикардо Монтальбаном. Пока Эйли был в Нью-Йорке, он танцевал с Мартой Грэм и играл со Стеллой Адлер. В пятидесятые годы Элвин познакомился с американским политическим деятелем Дэвидом Мак Рейнольдом, с которым была связана вся его последующая личная жизнь.
Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии
В 1958 году Эйли стал основателем собственной танцевальной компании, чем достиг мировой известности. Это был ансамбль, с представителями разных рас, который популяризировал современный танец во всем мире. Постановка «Блюзовая Сюита»(«Blues Suite»), основанная на южном происхождении Эйли, была показана в том же году. С африканской музыкой, которая всегда его вдохновляла, связана и самая известная его работа — «Откровения».
В 1960-е годы труппа Эйли отправилась в турне, которое спонсировал Государственный департамент США. Это принесло ему международную славу.
Элвин Эйли в середине шестидесятых перестал выступать, переключившись на создание талантливейших постановок. В 1969 году, используя Южноафриканский опыт, он создал «Язык Масакела» («Masakela Language»), а также был создателем Американского танцевального центра Элвина Эйли (Alvin Ailey), который теперь называется «Школа Эйли» («Ailey School»). За свою долгую творческую жизнь им было поставлено около 80 балетов.
В своих постановках Эйли экспериментировал, сочетая различные стили и направления, вырабатывая свой уникальный хореографический стиль. Он применял в своей деятельности опыт, полученный в работе с Мартой Грэм, Хани Хольм, Дорис Хамфри и конечно же Лестером Хортоном. Часто использовал в своих постановках дотянутые и выворотные позиции ног в совокупности с экспрессивными, гибкими и амплитудными движениями верхней части тела. В труппу Элвина Эйли попадали танцоры с совершенно разной подготовкой, от балетных до современных уличных исполнителей. Эйли не перевоспитывал их, а позволял им привнести свой стиль танца в хореографию постановки.
Эйли получил награду Кеннеди-центра в 1988 году. В то время Нью-Йорк Таймс (The New York Times) сообщала, что он страдал от дискразии крови, редкого заболевания, которое поражает костный мозг и эритроциты. Год спустя, 1 декабря 1989 года Эйли умер от СПИДа в Нью-Йорке. После его смерти Артистическим Директором его труппы стала Джудит Джеймисон. Эйли остается важной фигурой в мире искусства. Танцоры из Американского театра танца Элвина Эйли покорили своими выступлениями весь мир. Им рукоплескали более 20 миллионов поклонников искусства балета.
Признание и награды
1977 — Медаль Спингарна Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения
1987 — премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца
1988 — премия Центра Кеннеди
В 1992 году Элвин Эйли был включён в Зал славы Национального музея танца (посмертно)
Постановки
- 1958 — «Блюзовая сюита»
- 1960 — «Откровения»
- до 1962 — «Торжество праха» (по пьесе Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы»)
- 1969 — «Язык Мазекелы», «Река»
- 1971 — «Плач»
- «В честь Дюка Эллингтона»
и др.