Кэтрин Данэм (Данхэм)

Кэтрин Данэм

Кэтрин Данэм (англ. Katherine Mary Dunham, 22 июня 1909, Глен-Эллен, Иллинойс — 21 мая 2006, Нью-Йорк) — американская танцовщица, хореограф, антрополог, педагог, культурный организатор и общественный деятель, актриса, автор и исполнитель песен. Создала новый стиль танца, соединив классическую балетную основу с движениями и ритмами африканского народного танца.

Кэтрин родилась в небольшом пригороде Чикаго. Предки со стороны отца были черные рабы из западной части Африки и острова Мадагаскар, а со стороны матери смешанные франко-канадские и коренные американские. У их семьи был бизнес — химчистка. Мать Кэтрин умерла после продолжительной болезни. В то время девочке было три года. Ее с братом отправили к сестре отца в Чикаго. Через два года их отец женился на школьной учительнице. Они забрали детей к себе. Кэтрин очень полюбила мачеху и даже после того, как та ушла от мужа, девочка решила жить вместе с ней.

В 1931 году Кэтрин вышла замуж за работника почтового отделения. У супругов были разные взгляды на жизнь, по этому они развелись. Это произошло в 1938 году и в этом же году у Данэм началось творческое сотрудничество с Джоном Праттом. А в 1941 году он стал ее мужем. Своих детей у них не было, они удочерили девочку Мари-Кристин Данэм Пратт.

Последующие годы Данэм активно занималась творчеством и общественной деятельностью.

21 мая 2006 года в возрасте 96 лет Кэтрин Данэм скончалась во сне.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Кэтрин Данэм с детства увлекалась хореографией и литературой, а учеба в колледже поспособствовала ее развитию в этих областях. Затем, она поступила в Чикагский университет, где получила степень бакалавра. Продолжила обучение в Северо-западном университете, по окончанию которого стала доктором антропологии. Во время учебы Кэтрин продолжала заниматься и совершенствоваться в области хореографии. В этом ей помогло знакомство с Людмилой Сперанцевой, будущей прима-балериной Большого театра и Марком Тербифиллом, хореографом и поэтом. В 1930 году Кэтрин Данэм совместно с Марком Тербифиллом создали Ballet Nègre [Балет Негре]. Вскоре эта труппа развалилась, но в 1934 году Людмила Сперанцева помогла Кэтрин основать Чикагскую негритянскую школу балета и труппу Negro Dance Group [Негро Дэнс Груп]. В 1935 году Данэм, в качестве аспиранта отправилась изучать этнографию в регионе Карибских островов, путешествуя 18 месяцев. Это стало возможно, благодаря стипендии Розенвальда, которую получила Кэтрин для изучения традиционных танцев на Ямайке, Мартинике, Тринидаде и Гаити. В последнем приняла религию Воудун, проникшись гаитянской культурой. Основываясь на полученном материале написала и защитила в Чикагском университете диссертацию Гаитянские пляски, которая была переведена на несколько языков. Впоследствии, она очень часто посещала Гаити, а в 1961 году основала там медицинскую клинику.

В 1937 году Данэм привезла свою труппу Negro Dance Group [Негро Дэнс Груп] в Нью-Йорк. И только в 1939 году смогла привлечь к себе внимание постановкой «Pins and Needles» [«Булавки и иголки»]. Затем, заявила о себе на Бродвее, сыграв Джорджию Браун в «Cabin in the Sky» [«Хижина в небе»] в театре Мартина Бека. Покорила Голливуд в начале 40-х годов своими необычными ревю, в которых использовала африканские, карибские или афро-американские танцевальные формы. В 1945 году Кэтрин основала Dunham School of Dance and Theater [Данхамскую школу танца и театра] в Нью-Йорке. После Второй мировой войны ее танцевальная компания Negro Dance Group [Негро Дэнс Груп] постоянно гастролировала, посетив более 50 стран за 30 лет.

В 1963 году стала первой афроамериканкой, ставшей хореографом в Метрополитен-опера с 1934 года.

В 1967 году основала для детей бедняков Performing Arts Training Center в Ист-Сент-Луисе, штат Иллинойс (ныне — Центр искусств и гуманитарных наук Кэтрин Данэм).

Кэтрин Данэм постоянно совершенствовала свою методику преподавания и старалась максимально передать свои знания следующим поколениям танцевального искусства.

В 1983 году она получила одну из самых высоких художественных премий в Соединенных Штатах. В 1986 году последовала награда за выдающиеся заслуги от Американской антропологической ассоциации.

Кроме всего Кэтрин Данэм боролась с расизмом по всему миру на протяжении всей своей жизни.

Признание и награды

Премия «Наследие» Национальной ассоциации танца (1971);

Музыкальная премия Альберта Швейцера (1979);

Знак почёта Центра имени Кеннеди (1983);

Знак отличия Американской антропологической ассоциации (1986);

Премия Фестиваля американского танца Сэмюэля Скриппса (1987);

Национальная медаль за достижения в искусстве (1989);

Награда за «Выдающиеся достижения в исследованиях танца» от Конгресса по исследованию танца (2005);

Газета Вашингтон Пост назвала Данэм «Екатериной Великой балетной сцены»;

Она включена в биографический словарь 100 величайших афроамериканцев (англ.) (2002).

Постановки и ученики

Постановки

1939г. «Pins and Needles» [«Булавки и иголки»];

18 апреля 1940г. «Tropics and Le Jazz Hot: From Haiti to Harlem» [«Тропики и горячий Джаз: От Гаити до Гарлема»];

1942г. «Pardon My Sarong» [Пардон май Саронг];

1943г. «Stormy Weather» [Сторми Уэзе];

Ученики

Элвин Эйли, Эрта Китт, Грегори Пек, Уоррен Битти, Сидни Пуатье, Марлон Брандо, Джеймс Дин и многие другие.

Книги

«Прикосновение невинности: мемуары детства» (1959);

«Одержимый островом» (1969);

«Касаманс: фантазия» (1974)