Марта Грэм Марта Грэм (англ. Martha Graham, устаревший вариант написания фамилии — Грэхем). Родилась 11 мая 1894 года в Аллегейни — скончалась 1 апреля 1991 года в Нью-Йорке. Марта Грэм — американская танцовщица и хореограф. Создала труппу, школу и танцевальную технику названные ее именем. Она является членом так называемой «великой четвёрки» (англ. The Big Four) (основоположники американского танца модерн). Другие участники «великой четвёрки»: Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и Ханья Хольм.

Семья Грэм была одной из первых, кто перебрался из Шотландии в Америку. Отец  Марты был врачом-психиатром. Родители были весьма консервативны во взглядах на жизнь,  исповедовали пресвитерианство. В семье был достаток, о малышке Марте заботились, помимо родителей, няня-католичка и многочисленная прислуга. На их семейство трудились китайцы и японцы. Поэтому Марта, сама не понимая, уже в детском возрасте знакомилась с различными культурами.

Родители с упорядоченным и праведным укладом жизни. Все таки позволили ей обучаться в колледже. Вассар колледж славился как качеством образования, так и своими спортивными устоями, и суфражистскими симпатиями.

Марта Грэм В религиозных семьях танцы считались греховным  занятием. При всей строгости  взглядов, однажды  Марте позволили сходить на выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени.

Когда Марта увидела выступление Рут Сен-Дени, она загорелась мечтой стать танцовщицей.

В 1913 году она получила разрешение поступить в школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она обучалась в школе «Денишоун», которую в Испании создали сама Сен-Дени со своим партнером Тедом Шоуном.

Классический танец  Марта Грэм осваивала с трудом, потому что в хореографию она пришла достаточно поздно – в 20 лет, впрочем  он ее и не привлекал.

В коллективе «Денишоун» настаивали на  лиричности ее танцев, но она не была склонна к лиричности. Тед Шоун, известный основатель американского танца рассмотрел в Грэм неуемную энергию и зажигательный темперамент, страстную натуру и неординарность. Специально  для нее он поставил Xochitl. В этой постановке проявился необычный  стиль Марты, «свирепость черной пантеры» и ее красота. Молодая танцовщица самозабвенно влюбилась в модерн, который развивался в соответствии с веяниями того времени. К тому же он, как нельзя лучше соответствовал ее интересам и темпераменту. С ранних лет  Марта слушала рассуждения отца-психиатра, который был убежден в том, что движения человека могут передавать внутреннее и эмоциональное его состояние. Детские воспоминания привели ее к идее создать собственную технику исполнения.

Марта Грэм Когда Грэм еще только училась, танец воспринимался в обществе как развлекательное действо. Он был яркой составляющей водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Только балет считался искусством и в Америке слыл европейской изюминкой.

В танцевальных школах Америки подопечных готовили для выступлений в шоу и кабаре, поэтому относились к ним как к продукту для добывания денег.

Но строптивая  Марта желала себе иной доли, чем быть девицей из кабаре. Она мечтала стать артисткой. В своих мемуарах Грэм не без гордости писала, что только она не подвергалась в школе пристальному наблюдению и строгому режиму. У нее был отдельный статус: «Грэм — это искусство». Позднее, все поклонники – мужчины чувствовали себя на ступеньку ниже, глядя на нее как на непревзойденный талант.

В то время в обществе существовали ограниченные стереотипами мнения о мужской церебральности и женской эмоциональности: мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины — в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм категорично заявила, что «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». Она сознательно отказалась в своих постановках от общепринятого взгляда на женственность. Грэм целенаправленно старалась делать свои роли безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. Она призывала видеть в танцоре не наличие пола со свойственным ему чертами характера, а видеть человека вообще — дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Многие критики и наблюдатели ее творчества усматривали ее связь с феминистическим движением.

Марта Грэм На суперобложке одной из её биографий красуется  фраза, списанная из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Сама она не считала себя феминисткой, просто в танце она доказывала себе и другим, что женщина – это не слабое существо. Хотя это и не было первостепенной ее целью, просто она так чувствовала танец.

Грэм стремилась к самовыражению, и ей удалось создать необыкновенную технику, основанную на дыхании и концентрации. Много работая над своим телом, она прочувствовала его возможности и смогла эстетически их использовать. Это был прорыв в хореографии, ее техника и в 21 веке является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

В 1926 году Марта уходит из «Денишоун», потому что воплотить свои танцевальные идеи в рамках этого коллектива, где господствовала Сен-Дени, не представлялось возможным.

В 1927 году Грэм собирает свою труппу, состоящую из ее преданных последовательниц.  Только в 1938 году в их коллектив приходит первый танцор – Эрик Хоукинс. Он помогает Марте выйти на новый уровень модернизации техники танца, они добавляют классические элементы, что делает танец более насыщенным и ярким. Потом в коллективе появляется Мерс  Каннингем — разрушитель традиционных хореографических канонов. После турне по странам Европы и Ближнего Востока труппа Марты стала известна всему миру.

Марта Грэм В Нью-Йорке была открыта еще одна школа. Этот коллектив существует до сих пор, и не только в память о неповторимой Грэм. Это творчески-действующая труппа, которая сохраняет постановки ее основательницы. Спектакли Марты Грэм  сохранены для последователей.

В творческой копилке Марты Грэм как сочинителя и хореографа-постановщика 180 спектаклей. Они разносторонние и необычайно эмоционально-наполненные, из них невозможно выделить какой-то один.

Марта Грэм Биография Марты Грэм почти на 100 процентов  заполнена балетом. Ее семейная жизнь с партнером  по танцу, красавцем– Эриком Хоукинсом продлилась всего 6 лет. Расставание не подкосило ее, придало больше сил и вдохновения в воплощении танцевальных идей. Уходя со сцены, в возрасте 76 лет, она сильно тосковала, впала в депрессию. Но ее волевой характер не сломился и в преклонном возрасте, он нашла в себе силы и вернулась к работе хореографа.  И последующие годы принесут миру еще 10 балетов, сочиненных Мартой Грэм. Великой Грэм не стало, когда ей было 96 лет.

Признания и награды

  • 1981 — премия Сэмюэла Скриппса / ADF за достижения в области современного танца (первая получательница).
  • В 1987 году в Нью-Йорке состоялся гала-концерт в честь Марты Грэм с участием звёзд балета Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова, которые исполнили её «Весну в Аппалачах» (1944) и Майи Плисецкой, выступившей в номере Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

Постановки, ученики, партии и др.

Мемуары. Blood Memory: An autobiography. New York: Doubleday, 1991

Самые известные постановки

«Письмо миру», «Пещера сердца», «Клитемнестра», «Федра», «Полуявь-полусон», «Деяния света» и др.

Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.