Контемпорари

Contemporary dance [Контемпорари дэнс] с англ. современный танец. Принято считать, что это направление появилось в 60-х годах XX века в Америке и Европе. Но терминами contemporary dance (англ.), danse contemporaine (франц.), zeitgenossische tanz (немец.) пользовались еще раньше, обозначая современные тенденции в искусстве. С конца XIX века стало развиваться новое направление — танец modern [модерн] (название которого тоже обозначает современный). Новое направление развивалось очень стремительно, открывалось множество школ в Америке и Европе со своими техниками современного танца. К началу 60-х танец модерн сформировался, но к этому времени в моду вошли перфомансы, послужившие дальнейшему развитию современного танца. Вбирая в себя все новшества представлений (перфомансов), современный танец стал сильно меняться, и для этого потребовалось новое название — contemporary dance [контемпорари дэнс].

Формирование contemporary dance [контемпорари дэнс] началось после Второй мировой войны. До этого основоположники современного танца формировали танцевальные техники и просто старались максимально отойти от канонов классического балета. Испытав ужасы войны, деятели нового танца стали отказываться от принадлежности к чему-либо (например: национальности, расе, религии, школе и т. д.). Это связано с тем, что любой образ, а особенно сценический (идеализированный), стал пугающе-противен. Любое тело было признано несовершенным, и все чаще стало использоваться в постановках «ущербное» тело (еще его называют социальное тело). Также как и тело, стали отрицать мнение и мышление. Их стали рассматривать как возможность возврата к нацизму, сегрегации, геноциду. Началось уничтожение тела и мнения, как предмета воздействия и манипуляции сознания социума.

Начало было положено еще в 1913 году. Первые шаги в «истреблении» тела сделал Вацлав Нижинский в балете «Весна священна», спрятав лица и тела, с помощью грима и костюмов. Исполнители были лишены возможности самовыражения через мимику и харизму.

В 1922 году Оскар Шлеммер (художник, скульптор, хореограф и театральный оформитель) выбрал другой путь отказа от тела. Он превратил в своей постановке «Триадический балет» исполнителей в неодушевленные предметы (части механизмов, геометрические фигуры и т. д.).

Самой радикальной стала реформа в Японии. Толчком послужили события 1945 года в Хиросима и Нагасаки. Благодаря Тацуми Хидзиката появился танец буто, в котором слились понятия постановщик и исполнитель. Хидзиката практиковал буто больше как философию и религию, а не танец. Создатель направления говорил: «Борьба с невидимыми вещами внутри тела — вот что стало моей задачей». Эту борьбу можно было разглядеть по утверждениям Хидзиката, только обезличив индивидуальную форму тела. Для этого все тело отбеливалось специальной краской, а из одежды мог быть только бандаж. Движения в танце буто неуверенные, слабые. «Растворение» индивидуальной формы тела привело к полному безразличию к красоте движений. Стало все равно как делать шаг (выворотно или криво), как поднять или вытянуть руки и т. д. И исполнителями смогли стать простые люди без хореографической школы и подготовки. Параллельно развитию Японского буто, в Американских перфомансах использовались похожие приемы «обезличивания» исполнителя.

В начале 50-х годов вслед за телом и мнением начинается отрицание «танца в танце». Лидирующие позиции в этой реформе занимали Америка и Япония. На смену грациозным, воздушным и сказочным движениям приходят бытовые. Хореографы-новаторы этого времени перестали искать и придумывать новые движения. Они использовали обыденные, взятые из жизненного опыта.

Все чаще в перфомансах стало использоваться тело как продукт жизнедеятельности со всеми вытекающими последствиями. Если человек пьет на сцене, то может и помочиться.

Мерса Каннингема можно считать создателем post modern [пост модерн]. Он был тем, кто окончательно разрушил структуру и зрелищность танца. Каннингем отрицал тело, но сохранял принцип: я ставлю — вы исполняете. И в постановках использовал, созданные до него техники модерна и принципы классического танца.

Большую роль в отрицании танца сыграл Judson Dance Theatre [Джадсон Дэнс Театр]. Его основу составляли будущие реформаторы танца, благодаря которым, появилось направление new dance или anti post modern (со временем стали называть «не-танец»). Judson Dance Theatre [Джадсон Дэнс Театр] сделали танец заурядным. Декорации стали очень простыми и обычными (обычный стол, стул и т. д.), костюмы сменились на повседневную одежду, движения стали посредственными. Зрелищность и виртуозность танца заменяются на поиск, исследование, рабочий процесс. Танец становится похож на игру с правилами и ограничениями (например: можно двигаться только сидя, только стоя, только лежа, только по диагонали, только вправо или только влево и т. д.).

Одной из ключевых фигур в становлении contemporary dance [контемпорари дэнс] был Стив Пакстон. В постановке 1972 года он использовал технику release [релиз] (ставшей частью contemporary dance [контемпорари дэнс]) и метод контактной импровизации. Пакстон учит исполнителей использовать спонтанные, естественные движения, которые плавно перетекают друг в друга. Учит постоянно перемещать центр, используя пространство по вертикали и горизонтали, контактировать без доминирования, просто ходить, падать и т. д.

Подхватывает эстафету Пакстона Пина Бауш. «Мои спектакли растут — изнутри наружу» — говорит она. Бауш перестает указывать исполнителям как нужно делать, только направляет, полагаясь на спонтанность. Ее инструментом становиться разговор с танцовщиками. Бауш общается и задает вопросы исполнителям, на что они отвечают не только движениями и танцем, но и разговаривают, фантазируют, играют и поют. Спектакли создаются всем коллективом одновременно. Понятия — автор, постановщик и исполнитель «сливаются».

Направление contemporary dance [контемпорари дэнс] стало появляться в России только в 80-х, а после перестройки в 90-х стало медленно развиваться. Копируя увиденное на западе, российские танцоры и хореографы имели в то время скудное представление о философии contemporary dance [контемпорари дэнс]. Таким образом, появилось слэнговое понятие «русский контемп» или «русский контемпорари».

Основной проблемой в России при изучении направления contemporary dance [контемпорари дэнс] была сложность перевода термина. Слово «contemporary» (с англ. современный) в западной литературе может употребляться при описании различных новшеств, например, новых классических балетов. Но это не имеет никакого отношения к танцевальному направлению contemporary dance [контемпорари дэнс]. В связи с этим, многие российские хореографы заблуждались, неверно трактуя, переводы с английского языка.

В 2000 годах в России появилось множество профессиональных театров современного танца, старающихся идти в ногу с западом и даже привносить в contemporary dance [контемпорари дэнс] новшества.

На сегодняшний день, можно выделить основные техники и методы, которые используются в contemporary dance [контемпорари дэнс]:

Анализ движения Рудольфа фон Лабана (1879 — 1958 гг.) (Laban Movement Analysis — LMA);

Метод Моше Пинхаса Фельденкрайза (1904 — 1984 гг.) или метод соматического обучения (somatic education);

Техника Франца Габриэля Александера (1891 — 1964 гг.);

Кляйн-техника (Klein-technique) — соматическая (телесная) практика. Основана Сьюзан Кляйн;

Техники восточных направлений (йога, тай чи, цигун и т. д.);

Техника релиза Джоан Скиннер (1923—2006 гг.) (Skinner Releasing Technique — SRT);

Другие техники релиза (release technique);

Body-mind Centering (BMC) — метод исследования тела, основанный Бонни Бейнбридж Коэн (1919 г. р.);

Различные техники импровизации и контактной импровизации и мн. др.

Основы исполнения contemporary dance [контемпорари дэнс] — правильное дыхание, использование естественных ресурсов тела (суставы и мышцы), оправданное напряжение мышц, перераспределение веса тела, использование связей между центром и конечностями.

Движения (лексика) в основном заимствуются из танца модерн, но сегодня можно часто встретить смешение его с уличными направлениями (hip-hop, popping, breakdance и т. д.).

На Западе и в Европе появляется все больше профессиональных dance company (танцевальных компаний) и трупп современного танца. Многие хореографы этих организаций опираются на направление contemporary dance [контемпорари дэнс]. Они создают свои авторские стили и развивают свои техники, которые могут стать со временем отдельными направлениями, а остальные дополнят contemporary dance [контемпорари дэнс].

Итак, что такое contemporary dance [контемпорари дэнс]? Это выражение ментального мира исполнителя его естественным языком тела без зрелищных декораций и костюмов, под поставленные условия автора (постановщика). Это определение не является полным и единственно правильным, потому что в данном направлении постоянно появляются возможности.

Видео примеры

Встречи (2014) — Челябинский театр современного танца. Постановка Ольги Пона.

Анимационный фильм «Думал о тебе», художник и аниматор Райан Вудворд. Современный танец в художественном искусстве.

«Свет» — постановка танцевальной компании Чанки Мув. «Glow», from Dance company Chunky Move.

Использование современных технологи, работа со светом.

Короткометражный фильм-танец «Ориентация. Часть первая» от творческой компании Ди Уолк Арт Групп. «Imago Ep.I: Orientation» by Die Wolke Art Group.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.