Основные законы композиции танца

Эта статья написана для вдохновения хореографов-постановщиков и напоминания им о законах композиции танца. Опираясь на исследовательскую работу, заслуженного артиста РФ, профессора В. И. Панферова, я кратко изложу весь материал, пользуясь его авторской терминологией.

Репертуар коллектива и его формирование

В. И. Панферов выделил пять законов:

  1. Закон единства драматургического и хореографического содержания
  2. Закон единства музыкального и танцевального выражения
  3. Закон целостности композиции
  4. Закон актуальности
  5. Закон контраста

Итак, подробнее о каждом.

Закон единства драматургического и хореографического содержания

Существуют танцы представляющие собой набор движений, не связанных единым содержанием. Такие постановки доставляют эстетическое удовольствие зрителям во время их исполнения, но особо не запоминаются. Как противоположность, существуют композиции с продуманной драматургией отраженной в танцевальных движениях. Такие танцы запоминаются зрителю больше. Этот закон равно применим ко всем видам и формам композиции танца, от простого сценического танца до многоактного балета.

Следовательно перед началом постановки хореографического произведения, следует продумать его будущую содержательную основу. Иногда прибегают к помощи сценаристов. Получив чью-то разработку драматургической основы, хореограф-постановщик должен освоить ее и перевести на язык танца.

Закон единства музыкального и танцевального выражения

Этот закон связывает танец с музыкой. После разработки содержательной основы следует подобрать музыку, соответствующую замыслу постановщика. В идеале музыка заказывается композитору и создается по пожеланиям хореографа. Но естественно бывает, что музыка услышанная хореографом рождает у него в голове зрительный образ танца и он создает танцевальную композицию на эту музыку.

Музыка всегда диктует темп, ритм, эмоциональную нагрузку. Расхождение между танцевальной лексикой и музыкой разрушает целостность композиции. Необходимо находить равновесие в эмоциональной отдаче музыки и танца. Не может быть спокойный и размеренный танец под сильную и насыщенную музыку и наоборот.

Закон целостности композиции

Для того, чтобы перемещение исполнителей по сцене в танцевальной композиции не были случайными и хаотичными – они должны двигаться в едином музыкальном ритме, исполнять одинаковые движения, перемещаться по единому рисунку, изображать единый процесс, выражать единое состояние.

Три условия закона целостности

Ни одно движение, ни одна фигура, ни один исполнитель не может быть сокращен без ущерба для целого.

Части композиции, отдельные фигуры или движения не могут меняться местами без ущерба для содержания.

Ни один новый элемент танцевальной композиции не может быть присоединен к завершенному целому.

Закон целостности обуславливает взаимопонимание между исполнителями композиции и зрителем, воспринимающим ее.

Закон актуальности

Движения и рисунки танца, а также его фигуры и их соотношение с развитием действия должны быть типичными для изображения эпохи

В композиции должно присутствовать ощущение движения во времени, что сделает ее «живой», эмоциональной, художественно наполненной

Необходимо добиться новизны танцевальной композиции

Закон контраста

Существенную роль в композиции  танца играют контрасты плоскостного и объемного построения, контрасты рисунков танца, контрасты движений танца, контрасты динамики, контрасты образов танца и т.д. Например круговой рисунок танца сменяется линейным, быстрое движение сменяется медленным и т.п.

Зная эти законы, не следует вгонять себя в рамки и бояться сделать не правильно. Законы созданы, чтобы их нарушать. Развивайтесь, пробуйте новые приемы, делайте постановки, творите! А в заключении, хочется сказать, что эти законы лишь малая часть теории построения композиции танца. Но будут и другие полезные статьи для хореографов-постановщиков.

Ждем Ваших отзывов, статей и комментариев!

Благодарю!

Материал:

Панферов В. И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник

для студентов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства/

ЧГАКИ. Челябинск. – 2001. – 120с.

Автор статьи: Чучуганов С.

Вам могут понравиться эти статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.