Гаскаров Файзи Адгамович

Гаскаров Ф. А.

Гаскаров Файзи Адгамович (21 октября 1912 — 18 июня 1984, Уфа, Башкирская АССР) — башкирский танцовщик, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967).

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Гаскаров Файзи Адгамович родился 21 октября 1912 года, в городе Уфа или Бирск Уфимской губернии. Тайна его рождения до сих пор остается загадкой. Родителей он потерял во время Гражданской войны, потом с 1919 года скитался по детским домам Бирска, Дорогобужа Смоленской области и Селивановской трудовой колонии Бирского района БАССР.  В 1924 году поступает в Бирский педагогический техникум. А в 1925 году Файзи Гаскаров становится учеником в оркестре и танцевальном ансамбле Башкирского академического театра драмы и параллельно учится на музыкальном отделении Башкирского техникума искусств. Его замечает режиссер В. Г. Муртазин-Иманский и помогает Гаскарову поступить в хореографический техникум при Большом театре СССР по классу народного артиста СССР И. А. Моисеева, где обучался с 1928 по 1932 год.

В 1934-1936гг. Гаскаров заведовал башкирским отделением Ленинградского хореографического училища, где заодно учился классическому танцу. В 1932-1934, 1936-1937гг. преподавал в Башкирском техникуме искусств, в это же время работал балетмейстером в Башкирском театре драмы и Республиканском русском драматическом театре Башкирии, исполнял обязанности художественного руководителя комиссии при БашЦИКе и Башнаркомпросе по набору учащихся в ЛХУ. В 1937-1938 гг. был солистом Государственного ансамбля народного танца СССР у  художественного руководителя И. А. Моисеева, вскоре став ассистентом Игоря Александровича.

11 марта 1939г. Файзи Гаскаров осуществил свою давнюю мечту и создал Башкирский ансамбль народного танца в Уфе, где был художественным руководителем до 1970г. И. А. Моисеев посоветовал Гаскарову изучить быт, традиции, танцевальный и музыкальный фольклор в глухих деревнях Башкирии. Этнографическая экспедиция под руководством Файзи Адгамовича дала основу к созданию многих танцевальных произведений. Созданный Гаскаровым репертуар стал эталоном национально-эстрадных танцев. Благодаря ему появились новые художественно-хореографические темы и танцевально-сценические формы. Хореографические композиции «Баик», «Гульназира», «Три брата» («Эс туган») – талантливое преобразование мотивов башкирского танцевального фольклора. Романтический дуэт «Дружба», героическое представление «Башкирский воин», хореографическая композиция  «Жених», воинственно — лирическая сюита «Северные амуры», юмористические постановки «Проказницы», «Юность наших бабушек». Пластика хореографических тем ярко выражена также в миниатюрах «Влюбленные строители», «Укрощение укротителей».

Гаскаров Ф. А.

Файзи Гаскаров участвовал и в постановках балетов, таких как «Журавлиная песнь», «Горный орел», «Черноликие» и др.

Коллектив Гаскарова стал называться Башкирским Государственным ансамблем народного танца через год после основания.

Более 30 лет Файзи Адгамович периодически работал художественным руководителем Башкирского государственного ансамбля народного танца. Во время Великой Отечественной войны он часто ездил с выступлениями в действующие армейские части и госпитали.

После окончания войны Файзи Адгамович Гаскаров становится главным балетмейстером Ансамбля песни и танца Татарской АССР в г. Казань, а также балетмейстером Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Он воспитал целую плеяду талантливых татарских танцоров-профессионалов.

Именно благодаря дружбе Гаскарова и Бориса Яковлевича Торика (профессор кафедры режиссуры факультета культуры и искусства Омского гос.университета имени Ф. М. Достоевского) появился новый образ башкирского джигита. Они работали целый год над «Северными амурами» и разработали силуэт, который является христоматийным: легкая фигура мужчины, с пышным меховым головным убором и развивающимся зеляном за спиной. Известный художник Мухаммед Арсланов не мог смириться с нарушением исторического внешнего облика башкир. Но это было необходимо для создания сценического образа джигита. С того  времени кураисты, певцы, не говоря уже о танцорах, выходят на сцену в этих шапках и зелянах,  «по-гаскаровски». Заслуженный деятель Башкортостана Борис Торик более 20 лет работал в ансамбле, создавая костюмы для него.

Известный балетмейстер в 1958 году написал книгу «Башкирские танцы», в которой проанализировал традиции национального танцевального фольклора и исторические формы башкирского танца.

В 1988 году Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено его имя Файзи Гаскарова.  В 2012 году в его честь переименовали улицу в Кировском районе Уфы.

Умер Файзи Адгамович Гаскаров на 71 году жизни 18 июня 1984 года.

Признание и награды

«Заслуженный деятель искусств БАССР» (1944),

«Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1955).

Лауреат республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967)

Был награждён орденом «Знак Почета» (1967).

Гаскаров Ф. А.

Постановки, ученики и партии

Ученики

Зайтуна Насретдинова

Халяф Сафиуллин

Фаузи Саттаров

Майя Тагирова

Хазина Магазова (первая солистка Башкирского Государственного ансамбля народного танца)

Постановки

«Муглифа»

«Игра с платком»

«Дружба»

«Зарифа»

«Гульназира» (1941г.)

«Загида»

«Северные амуры»

«Три брата»

«Баик»

«Свидание у ручья»

«Проказницы»

«Танец охотника» — в народе «Перовский»

«Семь девушек»

«Подарок»

«Жених»

Пакистанский танец «Три грации»

Индийский «Танец в стиле манипури»

«Влюблённые строители»

«Танец павлина»

«Укротители»

«Весенний поток»

«Через улицу»

Балет «Журавлиная Песнь» (автор либретто и хореограф Гаскаров, композитор Л. Степанов)

Балет «Зюгра» (1947 г.) (автор либретто и хореограф Гаскаров, композитор М. Х. Ахметов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.