moiseyev_4И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев (21 января 1906 — 2 ноября 2007) — советский артист балета, хореограф и педагог народно-сценического танца, солист (с 1924) и балетмейстер (с 1930) Большого театра, основатель первого в СССР профессионального ансамбля народного танца (1937) и первой школы народного танца (1938), организатор ансамбля «Молодой балет» (1966, ныне — Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва).

Игорь Моисеев родился в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн. Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

moiseyevИгорь Моисеев — организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива — ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого — развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба Игоря Моисеева — исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели — сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.

Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.

moiseyev_2Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно — его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов — творчеству Игоря Моисеева подвластно все.

Признание и награды

В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

moiseyev_3В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).

Игорь Моисеев — организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).

В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль «Молодой балет». За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.

Игорь Моисеев — профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».

Народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Ленинской (1967), трёх Сталинских (1942, 1947, 1957) и Государственной премии СССР (1985).

Постановки, ученики и партии

В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:
Иосиф — «Иосиф Прекрасный», постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
Рауль — «Теолинда», постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
Раб — «Корсар», постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
Мато — «Саламбо», постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
Футболист — «Футболист», постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.

Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:
«Футболист» на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
«Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
«Саламбо» на музыку А. Арендса (1932);
«Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935);
«Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).

Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:
«Загмуг» (1930);
«Турандот» (1931);
«Демон» (1932);
«Любовь к трем апельсинам» (1933);
«Кармен» (1933).

Поставил танцы народов мира:

Русские танцы:
«Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»

Белорусские танцы:
«Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»

Украинские танцы:
«Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец)

Молдавские танцы:
«Жокул маре (большой жок). Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»

Киргизские танцы:
«Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»

Узбекские танцы:
«Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)»

Таджикские танцы:
«Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»

Казахский танец «Кок-пар»

Монгольские танцы:
«Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»

Башкирский танец «Семь красавиц»

Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)

Танец казанских татар

Танец крымских татар «Черноморочка»

Калмыцкие танцы:
«Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец

Осетинский танец «Симд»
(массовый танец)

Грузинские танцы:
«Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)

Азербайджанские танцы:
«Чабаны», «Десмолы», «Газахи»

Армянская «Майнуки» из четырёх танцев

Цыганский танец

Латвийские танцы (сюита из трех танцев)

Литовские танцы (сюита из пяти танцев)

Эстонские танцы:
«Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»

Польские танцы:
«Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»

Венгерские танцы:
«Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»

Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)

Румынские танцы:
«Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»

Финский танец «Комическая полька»

Немецкий танец «Немецкий вальс»

Китайские танцы:
«Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»

Корейский танец «Санчонга»

Якутский танец «Добрый охотник»

Нанайские танцы:
«Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка)

Чувашский танец

Марийский танец

Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»

Чешский танец «Чешская полька»

Словацкий танец

Греческие танцы:
«Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»

Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»

Испанские танцы:
«Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)

Ирландский танец «Молодость»

Югославские танцы:
«Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)

Танцы Латинской Америки:

Аргентинские танцы:
«Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».

Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)

Венесуэльский танец «Хоропо»

Танцы США:
«Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)

Цикл «Картинки прошлого»:
«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“»

Цикл «Советские картинки»:
«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка)

Дорога к танцу (класс-концерт):
«Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»

На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
«Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»

Ночь на лысой горе (в двух картинах):
«Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)

Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
«Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»

Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
«Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»

Эстрадный номер «Полька-лабиринт»

Источник