Происхождение

О точном времени зарождения грузинского народного танца до сих пор не утихают споры. Есть утверждения, что первые сведения о грузинском танцевальном фольклоре упоминаются еще до нашей эры. Например, по свидетельству греческого историка Ксенофонта (IV век до н.э.), среди грузинских племен была широко распространена светская музыка, военные и танцевальные мелодии. Грузины даже в битву шли с песнями и танцами. В грузинском фольклоре действительно сохранились ритуальные танцы как языческой, так и христианской эпохи.

Историки утверждают, что первоначальной формой танца в Грузии был хоровод («перхули»). Эти хороводы обычно сопровождаются песнями.

Каждый танец отражает жизнь региона, в котором он зародился, и, таким образом, является отличным от других и уникальным. Танцы горцев, такие как Хевсурули, Казбегури или Мтиулури значительно отличаются от танцев равнинных жителей, например от Ачарули или Давлури. Для каждого танца используются различные костюмы, напоминающие одежду прошлых лет в разных регионах Грузии.

Грузинская танцевальная культура жанрово богата и разнообразна. На протяжении многих веков формировался народный исполнительский стиль и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Известные танцы:

Картули

Свадебный танец «Картули» – по настоящему романтичный танец. Он исполняется танцевальной парой и объединяет мягкость и грациозность женщины и гордость и любовь мужчины. Он показывает, что даже будучи влюбленным, мужчина сохраняет уважение и хорошие манеры, не прикасаясь к женщине и держась от нее на определенной дистанции. Взгляд мужчины всегда обращен на женщину-партнершу, как будто она – единственное существо в целом мире. Более того, торс мужчины постоянно остается неподвижным. С другой стороны, взор женщины все время потуплен и она скользит по полу как лебедь по гладкой поверхности озера. Величайшее искусство, необходимое, чтобы танцевать «Картули», создало этому танцу репутацию одного из наиболее сложных. Это один из тех танцев, которые не были созданы для сцены, но танцуются в соответствии с очень четкими правилами последовательности и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Он состоит из 5 частей: мужчина приглашает женщину присоединиться к нему, они танцуют вместе, затем – сольный танец мужчины, сольный танец женщины и в заключение они танцуют вместе. Танец выражает рыцарское отношение грузинского мужчины к женщине, который проявляет к ней высшую степень уважения.

Хоруми

Военный танец, который происходит из Аджарии — региона, расположенного на юго-западе Грузии. Первоначально танец исполнялся только несколькими мужчинами. Однако со временем их количество выросло. В современной версии в » Хоруми» могут участвовать 30-40 танцоров. Несмотря на то, что число участников изменилось, содержание танца осталось прежним. Этот танец показывает жизнь грузинской армии прошлых столетий. Несколько мужчин исполняют «прелюдию» к танцу, как бы отыскивая место для разбивки лагеря и вражеские лагеря. Затем они «вызывают» армию на «поле битвы». Выход армии — весьма захватывающее зрелище. Его интенсивность, простые, но выразительные движения и четкость линий создают на сцене атмосферу страха. Танец сочетает в себе темы выслеживания, войны и празднования победы, а также отваги и славы грузинских воинов. В «Хоруми» есть танцевальные движения, имеющие вековую историю. » Хоруми» выражает безграничную силу характера грузин.

Ачарули

Танец «Ачарули» — также происходит из Аджарии, которой и обязан своим названием. «Ачарули» отличается от других танцев своими яркими, красочными костюмами и игривым настроем, который создают простые но точные движения танцоров на сцене. Танец характеризуется изящными, лёгким, шаловливым флиртом между мужчинами и женщинами. В отличие от «Картули», отношения между мужчиной и женщиной в «Ачарули» более непринужденные и беспечные.

Парца

Этот танец происходит из Гурии (региона на юго-западе Грузии, возле границы с Турцией). Для этого энергичного танца характерны: быстрый темп, ритм, праздничный настрой и красочность. «Парца» несет веселье и в город, и в деревню, и на сцену. Этот танец создает настроение и наполняет желанием веселиться. Во время исполнения «Парца» танцующий чувствует себя как птица в небе, паря от края до края сцены, едва касаясь пола. «Парца» очаровывает зрителей не только стремительностью и изяществом, но и «живыми башнями». «Парца» — групповой танец, запечатлевший историю Грузии и грузинский дух. Это очень древний танец, популярный на сельских праздниках.

Казбегури

«Казбегури» — танец с севера Грузии, регион, отличающийся разнообразием культур и традиций. Относительно холодный и суровый климат гор отражается в энергичных и строгих движениях «Казбегури». Танец исполняется исключительно мужчинами и демонстрирует выносливость и несгибаемый характер горцев. Это яркий и полный энергии танец, где каждый участник стремится показать себя с лучшей стороны.

Ханжрули

Исторически для грузин характерно стремление к совершенству. Это стремление отражено в народных танцах. Поэтому многие грузинские танцы основаны на идее состязания. «Ханжрули» — один из таких танцев. В этом танце пастухи, одетые в красные чохи, соревнуются один с другим во владении кинжалом и в исполнении сложных движений. Один участник сменяет другого, сцена переполнена демонстрацией отваги и искусности. Поскольку в «Ханжрули» используются кинжалы и ножи, от его исполнителей требуется огромное искусство и тренированность.

Мтиулури

«Мтиулури» берет свои истоки в районе Мтиулети. Как и » Ханжрули «, «Мтиулури» основан на состязательности. Однако в этом танце соревнование происходит главным образом между двумя группами молодых людей. Это больше походит на прославление ловкости и искусности. Сначала группы состязаются в исполнении сложных движений. Затем мы видим танец девушек, за которым следуют сольные исполнения изумительных трюков на коленях и пальцах ног. В конце все исполняют красивый финал. Движения мужчин резки и стремительны, женщин — энергичны и проворны. Танец напоминает праздник в горах.

Кинтоури

Один из городских танцев, иллюстрирующий жизнь горожан старого Тбилиси, столицы Грузии. Название танца происходит от слова «кинто», как в Тбилиси называли мелких уличных торговцев. Одетые в черные одежды и мешковатые штаны кинто обычно на голове разносили свои товары (преимущественно продукты питания) по городу. Когда покупатель выбирал товар, кинто снимал шелковый платок, висящий на его серебряном поясе и заворачивал в него фрукты или овощи, чтобы взвесить. Кинто отличались предприимчивостью, хитростью, проворством, веселостью и непринужденностью. Эти черты кинто наглядно демонстрирует «Кинтоури» — танец легкомысленный и приятный для просмотра. Для него характерны восточные, азиатские ритмы, экстравагантные па, веселые, шаловливые жесты. Этот колоритный танце впечатляет восхитительным сочетанием фарса и виртуозности.

Карачокели

Карачокели были городскими ремесленниками и в большинстве своем носили черные чохи. Они славились своим трудолюбием, тем, что не боялись тяжелой работы. И в то же время отличались беззаботностью. Их любовь к жизни, вину, которым традиционно славится Грузия и к красивым женщинам и отражены в этом танце.

Хевсурули

Это танец горцев, который, наилучшим образом передает дух Грузии. Он вобрал в себя любовь, кураж, отвагу, уважение к женщине, стойкость, состязательность, искусность, красоту и неповторимый колорит. Танец начинается с флирта пары. Неожиданно появляется еще один мужчина, также добивающийся расположения дамы. Вспыхивает конфликт, который стремительно развивается и разрастается в состязание между джигитами и их сторонниками. На время ссора утихает, остановленная женской вуалью: традиционно, когда женщина бросала покрывало с головы между двумя мужчинами, все недоразумения и ссоры должны были прекратиться. Но как только женщина покидает сцену, битва разгорается еще с большим накалом страстей. Молодые люди, вооруженные мечами и щитами нападают друг на друга. Иногда мужчине приходится отбиваться сразу от трех противников. И вновь на сцене возникает женщина или женщины и при помощи вуали прекращает драку. Финал танца остается «открытым» — зритель так и не узнает, кто вышел победителем из состязания за женское сердце. Для «Хевсурули», как и для других грузинских танцев, характерна техничность, которая достигается благодаря многочисленным упражнениям и позволяет мастерски исполнять танец, никого при этом не поранив.

Самаия

Этот танец исполняется тремя женщинами-танцовщицами и первоначально считается языческим. Но сегодня Самаиа — восхваление и прославление Царицы Тамары, которая во многих источниках упоминается как королева Грузии, правившая в XII — XIII вв. и бывшая первой женщиной-правительницей в истории Грузии. Сохранилось только четыре фрески с более или менее достоверным изображением Царицы Тамары. Симон Вирсаладзе на основе этих фресок разработал костюм царицы. Три исполнительницы в танце как бы воплощают три образа, три ипостаси Царицы Тамары: молоденькая принцесса, мудрая мать и могущественная правительница. Все эти образы сливаются в одну гармоничную картину. Кроме того, простые, но мягкие и грациозные движения создают атмосферу красоты, славы и могущества, которыми как ореолом было окружено правление Царица Тамары.

Давлури

Еще один «городской» танец. Он является отражением аристократии. Танец чем-то напоминает «Картули». Но движения в «Давлури» не такие сложные, а «взаимоотношения» в паре мужчина-женщина — менее формальные. Танец исполняется большим количеством пар.

Сванури

Этот танец является моделью праздничной «перхули». В ритуальных обрядах сохранен культ больших жертвоприношений в честь солнечного бога, олицетворяющие ритуалы божественных эмблем, праздник огня (зимой и весной), что определяло грузинское мифологическое мировоззрение, на которое влиял языческий календарь. Очень часто праздник, начинающийся с колокольного звона, заканчивается звоном кинжалов.

Хонга

Этот танец родом из Осетии. Костюмы для этого танца отличаются длинными рукавами, а также высокими головными уборами как у женщин, так и у мужчин. Хонга мужчины танцуют на пальцах ног, что крайне сложно, но являет собой потрясающее зрелище. Этот танец исполняется небольшим количеством танцоров и отличается грациозностью и мягкостью движений.

Симди

«Симди» – свадебный танец. В своей архитектонике он содержит элементы тотемного культа религиозно-социальной системы. По народным мотивам женщина олицетворяет голубя, а мужчина ястреба. «Симди» исполняется большим количеством пар. Его прелесть заключается в строгом графическом построении линии танца, контрасте белых и черных одеяний танцоров, изяществе движений — все это рождает чувство гармонии у зрителя. Без преувеличения можно сказать, что «Симди» являет собой праздник классической простоты и гармонии.

Нарнари

Танец «Нарнари» – женский плавный танец. Исполняется на полупальцах, девушки скользят на поверхности как лебеди на воде.

Джута

Джута – название маленькой деревушки на границе Кавказского хребта. Исторически здесь был перевалочный пункт, население которого занималось конокрадством. В танце использованы энергичные, сложные движения, отображающие топот лошадей. Создается впечатление бегущего лошадиного табуна, извергающего искры из-под копыт.

Зекари

Танец «Зекари» — новый танец с элементами в стиле модерн, созданный на основе грузинского традиционного искусства.

Шеджибри

«Шеджибри» (Соревнование) – основным мотивом является состязание. В этом танце собраны и использованы приемы, движения и трюки характерные для грузинского танца. Движения стилизованы и приближены к пластике и ритму скачущего наездника, бойца. По натуре грузинский народ постоянно соревнуется и состязается в умении и знании. Этот танец является объединенной демонстрацией всех главных и сложных элементов грузинских народных мужских танцев.

Основные элементы костюмов

Национальная одежда в Грузии была широко распространена вплоть до конца XIX — начала XX вв.

Мужская одежда

Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи перанги, сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов шеидиши, широких верхних штанов шарвали из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ременным поясом с серебряной чеканкой. К поясу подвешивался кинжал.

Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от «простонародной» чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья. Парадной одеждой дворян была куладжа — короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор — высокая каракулевая папаха.

В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу — курки, вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в непогоду была войлочная бурка — набади. В качестве головного убора — высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.

Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника — коши, мягкую обувь без каблука — мести и туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги — цаги, украшенные драгоценными камнями, с острыми носами на эластичной подошве.

Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи — каламани и голенища из грубой домотканой шерсти.

Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались приобрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный. Кинжалы могли быть выполнены из стали, мельхиора, серебра и даже из золота.

Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе помимо кинжала шашку, саблю и пистолет. Оружие служило не только в качестве украшения, но часто применялось и по своему прямому назначению.

Некоторые особенности мужской одежды позволяют отличить этнографические группы. Так, например, в Кахети и других районах Восточной Грузии мужчины носили, а иногда и сейчас носят небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Очевидно, такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт.

Горцы носят косматые овчинные папахи. В Западной Грузии головным убором служит конусообразный башлык кабалахи из тонкой шерстяной материи с длинными концами и кистью на капюшоне. В Сванети распространены обшитые тесьмой круглые конические шапочки с короткими полями.

Но особенно красочна одежда хевсуров. Их мужские и женские костюмы из шерстяной материи напоминают ковровую ткань с ярким цветным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, вышиты кресты. Ноги обуты в мягкие чувяки — каламани, икры и голень закрыты высокими гамашами из грубой домотканой шерсти или же пестрыми шерстяными чулками. На голове — упомянутая выше шапочка-подшлемник или же косматая пастушеская папаха.

Имеретинцы покрывали голову папанаки — круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами.

В Аджарии, Гурии и Мегрелии господствовал иной тип одежды. Короткая куртка, доходящая до бедер, расшитая позументами, несколько напоминает колет тореадора; обтягивающие брюки, заправленные в плотно облегающие ногу мягкие сапоги. На голове — башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.

Примечательным был костюм тбилисских кинто (торговцев): архалук, подпоясанный массивным серебряным поясом с крупной пряжкой, широкие черные шаровары, заправленные в сапоги. Чоху кинто не носили вообще. Часто носили сапоги гармошкой, считали особым шиком золотую цепь от часов, спускавшуюся из внутреннего кармана архалука.

Ремесленники карачохели были полной противоположностью кинто. Вся их одежда — чоха, архалук, шаровары, папаха — обязательно была черного цвета (отсюда название карачохели — «носящий черную чоху»). Инкрустированная серебром трубка, расшитый золотом кисет, пестрый платок, заложенный за пояс, лихо заломленная на голове островерхая овчинная папаха.

Женская одежда

Стянутое в талии длинное платье — картули, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом, с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступней. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты. Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола.

Головной убор состоял из лечаки — треугольной белой тюлевой вуали (престижными считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные), копи — тонкого валика из шелка и ваты и чихта — обшитого бархатом картонного ободка, который точно соответствовал размеру головы. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку багдади или большие коленкоровые покрывала чадри, в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда — только глаза. Лечаки и багдади закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из-под лечаки выпускались букли волос, причем один конец лечаки свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.

Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.

Верхнюю женскую одежду — катиби шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.

Знать носила коши — туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх острыми носами из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи — каламани.

Из украшений в моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. Традиционной была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски.

Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Коллективы и личности

Илья Сухишвили родился 22 марта (4 апреля) 1907 — (24 марта) 1985. В 1928—1945 годах — ведущий танцовщик (солист балета) и постановщик грузинских танцев Тбилисского театра оперы и балета. В 1935 году стал лауреатом Всемирного фестиваля профессиональных исполнителей народного танца в Лондоне. В 1939—1941 годах — солист Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. Позже ставил в ансамбле грузинские танцы.

В 1945 году, совместно с супругой, народной артисткой СССР Нино Рамишвили, основал Ансамбль народного танца Грузии и до конца своей жизни работал в нём, оставаясь солистом (до 1954 года) и художественным руководителем, ставил танцевальные номера.