Происхождение

Народные пляски пронизаны тёплым солнцем юга, сладким ароматом незабываемых садов и уникальных розовых плантаций. От поколения к поколению передаётся мастерство танца, со временем совершенствуются его формы. Это в свою очередь придаёт старинным танцам новое дыхание, которое близко современным людям. Доминирующими являются формы массового танца, благодаря сплоченности людей. В танцах народ страны выражал свои самые сокровенные мечты.

Танцы, которые сопровождаются пением, появились со времён старины и популярны до сих пор. Как и раньше танцы Болгарии исполняются под аккомпанемент двухголосного или хорового пения. Юго-запад страны славится женскими танцами, которые исполняются под вокальное трио.

Танцы Болгарии отличаются от других оригинальностью ритмометрического рисунка. Совпадение танцевальной и музыкальной фазы характерно для большинства из них. Рядом с музыкальными размерами 2/2, 4/4 существуют размеры 5/8 и 7/8, которые называются несимметричными. Это свидетельствует о связи болгарской танцевальной музыки с древнейшей фракийской культурой.

Великолепные сложные ритмы обогатили пластику болгарского танца. Танцы Болгарии — самый распространённый вид народного творчества страны. Неповторимый темперамент, изумительный вкус, потрясающая изобретательность народа выражена в обрядовых, трудовых, карнавальных, календарно-праздничных танцах Болгарии. Они являются не очень сложными по композиции рисунка, но движения ног у них разнообразны, технически сложны и удивительно красивы.

Известные танцы:

«Рыченицы» и «хора» — самые распространенные в Болгарии танцы.

«Хора» — это танцы, в которых танцуют много людей. Количество участников в таких танцах не ограничено. Исполнять этот танец могут как мужчины, так и женщины, либо все вместе. Для таких танцев естественны ходы по кругу, зигзагами, линиями, движения из одной стороны в другую, назад и вперёд. Исполнители танца обязательно держаться за руки, которые опущены вниз, или поднятые вверх от локтя. Мужчины в танце держатся за плечи. Очень часто танцоры держатся за руки, которые скрещены либо спереди, либо сзади. Иногда они держатся за пояса, а правая рука опущена книзу.

«Рыченицы» — один из замечательных импровизированных болгарских танцев. Танцорами могут быть и мужчины, и женщины. Такие танцы получили распространение по всей стране. Единственное, что в каждой области их исполняют на свой лад. Исполняют такой танец девушка и юноша, иногда двое юношей и две девушки. Они танцуют друг перед другом. Исполняются такие танцы с платком, который переходит из рук в руки. Юноша и девушка в танце перетягивают платок.

Болгары очень любят танцы, которые исполняются на горячих углях. Нестинары — это люди, у которых есть способность ходить по раскалённым углям. В Болгарии таких людей не очень много. Поговаривают, что они являются предками индийских йогов. Такие танцы начинаются вечером, когда стемнеет. Мужчины, исполняющие этот танец, в первую очередь обходят огненный круг по периметру. При этом играют барабаны и волынка.

Основные элементы костюмов

Женский костюм

Основой женского костюма было платье soukman (русское произношение «сукман»), которое можно назвать самым распространенным женским нарядом. Носили сукман в средней (или центральной) части Болгарии, классифицировать его можно как род сарафана. Несмотря на множество регионального характера вариантов этого платья, наблюдаются общие всеболгарские особенности: туникообразный вырез, тип ткани и др. Как правило, soukman – платье без рукавов, но в некоторых регионах его носят с короткими или длинными рукавами. Декор сукмана составляют многоцветные вышивки и аппликации из декоративного шнура. Полоски ткани – «хвосты» крепят к проймам (вырезам рукавов). Из всего многообразия вариантов soukman самыми выразительными можно назвать три следующих типа: kusoklinest (с низкими клиньями, типичный для Западной Болгарии), visokoklinest (характерный для Центральной Болгарии) и считающийся сегодня довольно редким костюм-двойка, составленный из короткого жакета chapak и плотно собранной юбки с длинным поясом, традиционный для некоторых восточных областей. Обычно платье soukman носят с коротким тканым поясом, который спереди закрепляется застежкой типа пряжки pafti. В большинстве soukman — черного цвета, центральной частью его, несомненно, можно назвать яркий декоративный, богато украшенный передник.

Платье saya — с короткими или длинными рукавами — включало подобную тунике женскую сорочку («ризу») с прямыми или сборчатыми рукавами и воротом и просторную спереди юбку, длина которой варьировала от колена до лодыжки.

Самым типичным для болгарок головным убором можно назвать платок.

Мужской костюм

Мужская национальная одежда (в основном у сельских жителей) состояла из рубахи и суконных длинных узких или широких брюк и верхней одежды. Известно два типа мужской одежды: первый — с преобладанием белого цвета «belodreshna». Штаны «benevretsi» – это те, что длинные и узкие, с обхватывающими ноги ноговицами, и «dimii» – с широкими и короткими штанинами.

Отделка вышивкой и шнурами присутствовала в основном на горловине, вершинах клиньев и на поясе, была выражена в линейном орнаменте. Пояс, богато украшенный, в цветовой гамме которого преобладал красный, туго затягивали, чтобы подчеркнуть талию. Такими особенностями отличалась одежда жителя Западной Болгарии.

Второй тип мужской одежды — «chernodreshna», темных тонов. Эту одежду с уверенностью можно назвать общенациональной тенденцией, получившей свое распространение в период болгарского Возрождения. В «chernodreshna» широкие штаны с обильной отделкой тесьмой называются potouri. Как у многих народов, в данном случае обилие ткани – свидетельство зажиточности. Чем шире potouri, особенно в основании, тем состоятельнее их обладатель. Этот вид одежды преимущественно носили жители Восточной Болгарии.

Поверх рубахи обычно надевали короткую одежду из грубого домотканого шерстяного полотна типа сукна с рукавами или без них. Головным убором была барашковая шапка.

Обувь и мужчин, и женщин – царвули, тип кожаных постолов.

Коллективы и личности

Танцы Болгарии на профессиональном уровне стали исполнять с 1907 года, благодаря замечательным учителям гимнастики Р. Королёвой и П.Радоевым. Они впервые поставили в замечательных оперных театрах первые и оригинальные балетные сцены.

1919 год ознаменовался открытием детской балетной школы при участии Радоева.

1927 год — организация первой профессиональной балетной группы А.Петровым в народной опере города Софии.

1951 год открыл для болгар Государственное хореографическое училище. Здесь проводилось обучение на отделениях болгарского народного и классического танца.