Происхождение

Культура и традиции абхазов наиболее близки и родственны северо-кавказским народам: адыгейцам, кабардинцам, черкесам. Хотя, за многовековую историю Абхазия в культурном отношении претерпела большие изменения. На оригинальную племенную культуру наслаивалась греческая, римская, византийская, грузинская, арабская, турецкая, русская. Совершалось переплетение верований, традиций, языков.

Современная культура Абхазии – это сплав христианских и исламских культурных традиций. Хотя по большей части Абхазия считается восточной страной. Здесь также развиты традиции знаменитого восточного гостеприимства, для приема дорогих гостей предусмотрен настоящий церемониал. Как и везде на Востоке – женщина-хранительница очага – и должна быть вести себя подобающе уважающей себя матери семейства. Это подразумевает и ее скромное одеяние.

В Абхазии все еще силен культ легенд и сказаний, в основном связанных либо с названиями поселений и природных объектов или с действиями и приметами.

Абхазы очень музыкальный народ. Многоголосая абхазская народная музыка необычайно красива и своеобразна. Народные песни, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народная музыка абхазов включает трудовые, обрядовые, исторические и бытовые песни, каждые из которых имеют свои жанровые особенности и разновидности.

Абхазские народные танцы – самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей – фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.

Основные формы и классификация танцев

У абхазов есть особый жанр плясовых песен. Их танцуют под аккомпанемент гармоники и барабана, причем присутствующие обязательно сопровождают наигрыши восклицаниями и хлопками в ладоши в ритм плясовых движений. В плясках доминируют темпераментные мужские пляски и парные танцы, исполняемые женщиной и мужчиной.

Хороводные танцы – «Аурашьа», «Аибаркыра» и «Шаратын». В танце «Шаратын» исполнители соревнуются в том, кто кого перепляшет, кто обнаружит большую находчивость и ловкость, кто окажется грациознее, словом, это танец – соревнование (перепляс). Участниками танца были и грациозные девушки, которые входили в бешенный круг мужского танца, и все вокруг них кружилось стремительно и темпераментно.

Известные танцы

«Аурашьа», «Аибаркыра», «Шаратын»

Основные элементы костюмов

Наиболее древний и самый распространенный, даже до сегодняшнего дня, вид мужской национальной одежды – черкеска.
Под черкеску надевали штаны и рубаху с туго застегивающимся воротом, на ноги – постолы из сыромятной кожи, выходной обувью служили чувяки из сафьяна домашней выделки. Икры ног прикрывали ноговицами или войлочными чулками, колени – наколенниками. Мужчины носили головной убор оригинальной формы – башлык.

Черкеска

Черкеска

Постолы и чувяки

Постолы и чувяки

Обязательным атрибутом абхазского всадника была бурка (ауапа) – плащ-накидка из косматого войлока. Высоко поднятые плечи бурки придают фигуре всадника величественную осанку.

Женская одежда состояла из нескольких основных частей: платья, длинного или короткого кафтанчика, рубахи, двух нижних юбок, штанов и шапки или косынки. Все платья стягивались в талии поясом, который служил украшением и нередко являлся произведением искусства. Короткий кафтанчик шили из домотканого сукна или бархата, он туго облегал грудь и ниже линии талии был расклешен.

В традиционной народной культуре особым элементом является алабашьа – посох из крепкой древесины с металлическим наконечником и крючком в виде естественного ответвления. Алабашьа служила простейшим оружием, опорой при ходьбе, «трибуной» оратору: если старец вонзил посох в землю и оперся на него, значит, он готов произнести речь.

Коллективы и личности

Абхазский Государственный Ансамбль танца Абхазии «Шаратын». Его создателем и руководителем был народный артист Абхазии, лауреат государственной премии им. Д. Гулиа Эдуард  Бебия. В настоящее время ансамблем руководит его сын Руслан Бебия. Выступление ансамбля «Шаратын» всегда вызывает большой интерес у публики. Ансамбль стал призёром XI Всемирного Карфагенского фестиваля в Тунисе, победителем трёх Международных фестивалей фольклорного танца в Самсуне (Турция), дипломатом XII Всемирного фестиваля в Москве и двух фестивалей народного творчества ассоциации городов Юга России, призером международного фольклорно-фестивального конкурса в Южной Корее.