Происхождение

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

На праздниках знатоки народного творчества — сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ведь именно на больших праздниках проходило обучение молодежи пляскам. В день праздника пляски , хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» — «вечерние игры».

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали.

Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами.

Коллективные пляски к концу XIX — началу XX вв. почти утратили связь с древними религиозными верованиями. В целом в указанный период коллективные танцы, исполняемые на различных празднествах, носили игровой характер. Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы исполнялись на шаманских обрядах под руководством знахаря. Магическую, отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы знахарем и другими участниками больного, громкие «дроби», стук о металлические предметы, песни-заклинания, удары плетками, пропитанными конским потом и др.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения комбинируются с различными «дробями». В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Важно отметить, что исполнителями танцев являлись, нередко прославленные воины и лучшие охотники, повествовательный танец, которых не мог не вызывать восхищения зрителей.

Вся жизнь башкир тесно связана с животными и естественно многие животные становились идолами поклонения. Но и другие животные не оставались без внимания. Почти все танцы башкирского народа связаны с подражанием животным. Передавались характерные черты, повадки, голос животного. Например танец петухов был шуточный с иронией, а танец сокола — воинственный и серьезный.

Очень популярны были сольные свадебные танцы, которые также основаны, главным образом, на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. На свадьбе немало было танцев на испытание характера родни. Например танец свахи со стороны невесты. В танце она импровизированным лассо отлавливала сватов и они присоединялись к танцу свахи. Танец свекрови — это своеобразные наставления молодой невестке.

Основные формы и классификация танцев

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

  1. в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);
  2. в центре хоровода танцует пара;
  3. в центре хоровода играет кураист;
  4. в центре хоровода танцуют трое;
  5. три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них.

Наиболее распространенный вид хоровода — это поочередная смена солистов внутри круга.

Основой построения массовых башкирских танцев чаще всего является круг, в котором исполнители держатся за руки.

В Челябинском Зауралье большой популярностью пользовались танцы, основанные на зигзагообразных построениях.

Заимствованные танцы кадрильной формы отличаются обилием круговых, линейных, парных построений.

Известные танцы:

Эпические, военные: Kapa юрfa (Вороной иноходец), Akhak koлa (Хромой конь), Байыk (Мужское имя);

Свадебные: Килен бейеуе, Йыуаса, Сыбыртkылау;

Игровые: Kыззар бейеуе, Енгэйзэр бейеуе, Kарттар бейеуе;

Танцы соревнования: Kара-kаршы, Каршы бейеуе, Капма-kаршы, Короклау (Накинуть лассо), Килэнсек (Невестка), Азаkkы уйын (Последние игры);

Трио: Эс таfан (Треножник), Эс мэйэш (Три угла), Эс букэн (Три пня);

Женские танцы: Карfа бутkahы (Воронья каша), Кэкук сэйе (Кукушкин чай), Тунэрэк уйыны (Танцевать по кругу), Уткес (Проходить (через что-то)), Уткэрмеш (Пропускать (через что-то)), Аkkош (Лебедь), Сынрау торна (Звенящие журавли).

Основные элементы костюмов и оформление

Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.) Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания образа.

Коллективы и личности

Гаскаров Файзи Адгамович (21 октября 1912 — 18 июня 1984, Уфа, Башкирская АССР) — башкирский танцовщик, хореограф и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств БАССР (1944) и РСФСР (1975), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1967). В 1988 году Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено его имя Файзи Гаскарова. В 2012 году в его честь переименовали улицу в Кировском районе Уфы.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова Республики Башкортостан.

Фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас» г. Уфа