Фарандола

Музыкальный размер 6/8

Старинный французский танец, родиной которого считается Нижний Прованс. Но многие литературные источники указывают на античное происхождение этого танца, находя в его рисунке сходство со сложными поворотами в лабиринте Минотавра. Танцы, напоминающие фарандолу, в свое время были широко распространены по всей Европе. Они то появлялись, то исчезали или входили в состав других, более сложных народных плясок.

Мелузин Вуд — автор большого труда по историческому танцу, вышедшему в 1952 году в Лондоне, — пишет, что фарандола была одной из форм, в которой танцующие образовывали цепь, двигаясь во время всего танца одной линией.

Большинство исследователей относят фарандолу к танцам типа открытого круга и связывают ее происхождение с бранлем. Незамысловатые движения фарандолы, в основном состоящие из обычного шага, бега, доступны каждому.

Ни один народный праздник, ни одна свадьба не обходились без фарандолы, которой заканчивалось гуляние.

В очень отдаленные времена фарандола не имела сложных ходов. В ней могло участвовать любое количество исполнителей, которые выстраивались цепочкой и неслись вверх и вниз по деревенской улице или площади. Цепь возглавлял мужчина, исполнявший роль ведущего. От его умения и находчивости зависели ходы, ритм и характер исполнения танца. Ведущим выбирался тот, кто не только хорошо знал танец, но и умел шутить, импровизировать движения. Все участники должны были подчиняться ведущему и следовать его указаниям. Цепь фарандолы заканчивал мужчина, так как он при повороте мог тоже оказаться ведущим. У ведущего и замыкающего свободная рука лежала на бедре. Исполнители держались за руки или за платки, которые были у них в руках. Соединяться платками было принято на юге Франции, где этот танец был очень распространен и сохранился до сих пор.

Фарандола — танец импровизационный, его рисунок различен в различных местностях, а также зависит от индивидуальности ведущего. Но вместе с тем в нем есть ряд типичных фигур. Среди них наиболее часто встречаются «змейка», «спираль», «арка», «улитка», «мосты» и «лабиринт» (рис 1).

Рисунок 1
Рисунок 1

Первая фигура «улитка»

Ведущий образует широкий круг, постепенно продвигаясь к центру и «закручивая» танцующих в «улиткообразную раковину». Когда участвующие «закручены» в спираль, он их «раскручивает», пропуская каждого второго под свою руку, остальные следуют за ним. Перед тем как начать вторую фигуру, исполнители снова образуют цепь.

Вторая фигура «мосты»

Первый ведущий и стоящая за ним женщина становятся лицом друг к другу. Соединив поднятые вверх руки, они образуют арку. Вторая пара, пройдя под их руками, также соединяет поднятые вверх руки, и так далее, до тех пор, пока в конце арки не окажется последняя пара. Ведущий проходит под арками, ведя за собой остальных. Снова образуется одна шеренга.

Третья фигура — «лабиринт»

Ведущий идет с танцующими по полукругу, затем поворачивается и проходит под аркой того, кто идет за ним. Так получается переплетение.

Каждая фигура, вне зависимости от ее сложности, переходит в цепочку. Тут обычно в танец включаются новые участники.

Первоначально фарандола исполнялась под пение и выкрики танцующих. Этот вокальный аккомпанемент вскоре сменился музыкальным сопровождением, которое могло повторяться по желанию участников несколько раз, так как фигуры танца не были ограничены определенным количеством тактов. Длительность танца зависела от количества участников и количества шагов, которые делались между фигурами.

Появившись в раннем средневековье, фарандола была широко известна вплоть до конца XVIII века. В эпоху французской буржуазной революции она стала любимым танцем санкюлотов. Ее исполняли под революционные песни и марши, в ней появились мужественность и героичность. На юге Франции фарандола исполняется до сих пор. На балах XIX века цепочкой фарандолы заканчивались французская кадриль и котильон.

 

Материал:

Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *