Жюль-Жозе́ф Перро́ (фр. Jules-Joseph Perrot родился 18 августа 1810,в Лионе — 29 августа 1892, Сен-Мало) — ярчайший французский танцовщик и балетмейстер в период романтизма.
Его отец работал в лионском театре машинистом сцены. Жюль-Жозеф провел большую часть детства за кулисами. Ему была близка сцена, он хотел ощущать себя частью всего происходящего на ней, и уже в 12 лет он вошел в компанию бродячего цирка. Мальчику доверили играть обезьяну. Он с таким энтузиазмом подошел к этой работе, что вскоре публика стала ходить на выступления цирка, потешаясь и восхищаясь, необыкновенно смешным и эмоциональным образом лихой обезьянки в исполнении Жюля-Жозе́фа.
Вскоре, юноша твердо решил посвятить себя танцам, перебрался в Париж. Здесь он стал брать уроки у знаменитого Огюста Вестриса, перед которым встала дилемма: Жюль-Жозеф горел желанием танцевать и танцевать серьезно, к тому же, он был, безусловно, одарен и мог стать виртуозным танцором, с другой стороны, юноша имел от природы некрасивую внешность. На короткой шее Жюля-Жозефа выделялась крупная голова, лицо уродовали приплюснутый нос и выпученные глаза, телосложение непропорциональное, а вот ноги были довольно хороши для балета. Он напоминал горного гнома, поэтому в кругу танцоров его прозвали Кобольдом.
Присмотревшись к ученику, Вестрис дал ему дельный совет: «Прыгай с места на место, вертись, кружись, но только никогда не давай публике времени присмотреться к тебе». Учителю была интересна личность и одаренность Жюля-Жозе́фа, поэтому он постепенно придумал для него своеобразный жанр — «жанр Перро», который представлял «зефира с крыльями летучей мыши», суетливого существа неописуемой легкости и гибкости.
Поначалу, Перро выступал в 1820-х годах в парижских театрах «Гетё» и «Порт Сен-Мартен», потом в 1830 году дебютировал в парижской Опере в балете «Пастораль Портичи». Это была сенсация в мире танца. Критики назвали его «величайшим танцовщиком нашего времени», необыкновенный талант затмил непривлекательную внешность. Вскоре публика уже не обращала внимания на неординарный внешний вид артиста, а восхищалась его воздушной легкостью, актерским исполнением. При романтизме балетом «правила» женщина, Перро был чуть ли не единственным танцовщиком-мужчиной, ломавшим этот стереотип. Его партнершей, на некоторое время, стала известная в то время Мария Тальони. Ходили слухи, они были близки не только на сцене. Пресса сыграла с Перро злую шутку, сравнив танцора с «Божественной Марией»: «Перро – сильф, Перро – это Тальони в мужском облике!» Балерина отреагировала весьма резко, сделав так, что Жюль-Жозе́ф больше не мог выходить на сцену парижской Оперы. В возрасте 24 лет его творческая карьера остановилась. Ему пришлось гастролировать по Европе. Однажды, оказавшись в Неаполе он встретил восхитительных сестер Гризи и с первого взгляда влюбился в одну из них, 14-летнюю Карлотту. Девочка была одаренной, а занятия с Перро раскрыли ее творческий потенциал. В 1836 году, в Лондоне Жюль-Жозе́ф представил публике уже сложившуюся восхитительную артистку как свою партнершу под именем мадам Перро. В 1963 году у них родилась дочь Мари-Жюли, но ее родители так и не заключили брак.
Чтобы сделать свою любимую женщину звездой балета, он открыл в себе талант балетмейстера –постановщика. Поднял свои связи, которые появились за годы гастрольной жизни и устроил Карлотте турне по Вене, Мюнхену и Милану. Танцовщица привлекала публику еще и тем, что в своих выступлениях она восхитительно пела.
Чтобы быть балериной с большой буквы, нужно было подняться на подмостки парижской Оперы. Карлотта была готова к этому, и пара перебралась в Париж. Выступив в опере «Зингаро», в 1840 году артистка была приглашена дирекцией в труппу. Карлотта согласилась подписать контракт при условии, что Перро возьмут в Оперу вместе с ней. С согласия дирекции Жюль-Жозеф стал участвовать в репетициях, самозабвенно занимаясь карьерой Карлотты. Поставил для нее балет «Фаворитка» на музыку Доницетти. По словам Карлотты, их совместная жизнь представляла собой «занятное супружество: работали днем, работали ночью».
Для полного триумфа Карлотте Гризи не хватало роли романтической героини, где артистка могла показать не только блестящие танцевальные данные, но и актерское искусство чувственного перевоплощения. Выбором произведения для сюжета балета занялся Теофиль Готье, писатель-романтик, влюбленный в балерину. Его привлекли две истории. У Генриха Гейне он нашел предание о девушках-виллисах, танцующих по ночам на больших дорогах. Юноша, который встречался им на пути начинал танцевать с ними, пока не падал замертво.
У Виктора Гюго Готье привлекло стихотворение о юной испанке Жизель, которая умерла, танцуя.
Немецкий и французский поэты- романтики подарили миру произведения, как -будто специально созданные, для воплощения в балете.
Соавтором Готье стал известный в театральном мире Парижа драматург и сценарист Анри Вернуа де Сен-Жорж. Вскоре был написан сценарий печального и чудесного балета – «Жизель». В центре сюжета любовь крестьянской девушки к графу Альберту. Композитор Адольф Адан, пораженный необыкновенно романтической историей, написал музыку в рекордно короткий срок, всего за 10 дней. Партию Жизель должна была танцевать Карлотта, а на роль графа Альберта был назначен молодой танцовщик Люсьен Петипа, старший брат знаменитого Мариуса Петипа.
Перро, предвосхищая триумф, весь отдавался работе. А его возлюбленная не устояла перед чарами красавца Люсьена. Когда Жюль-Жозеф узнал об этом, он тотчас отказался продолжать работу над спектаклем. Закончил постановку балетмейстер Жан Каралли, который работал над ней вместе с Перро. Вся слава досталась ему, Перро в афише даже не указали.
28 июня 1841 года в Опере состоялась премьера балета «Жизель, или Виллисы».
Такого успеха не ожидал никто. Газеты пестрели восхищенными отзывами журналистов и критиков.
Целый месяц в парижской Опере шел только один балет «Жизель». На сцене Парижской оперы «Жизель» шла за 18 лет около 150 раз (самый знаменитый до этого балет «Сильфида» за 12 лет публика смогла увидеть всего лишь 59 раз).
Балет «Жизель» повлиял даже на изменение тенденций в моде. Прическа «венок Жизели» успешно рекламировалась во всех модных журналах, а мужчины повально стали делать стрижки «под Петипа». Настало триумфальное время для Карлотты Гризи, она стала примой Оперы. Балерины стремились заполучить «Жизель» в своем репертуаре. Балет стремительно разошелся по всему миру. Первыми успели поставить его в 1841 году в Бордо. А в 1842 уже в Марселе, Турине, Лондоне, Брюсселе, Вене, Санкт-Петербурге, в 1843 — в Лионе, Милане, Венеции, Берлине, Москве, в 1844-м – в Гааге, Флоренции, Генуе, в 1845-м – в Стокгольме, Риме, Дублине, Лиссабоне и д.р. городах мира.
Перро перебрался в Лондон, где все обстоятельства сложились так, что он стал много и продуктивно работать. Он самостоятельно писал сценарии, ставил танцы, зная, под какую музыку они должны исполняться. Он определенно был одарен и композиторским талантом, потому что, сочиняя танцы, композитору он тут же напевал мелодии для них. Новые постановки появлялись без перерыва. В Лондон потянулись этуали. Еще одной его целью стало стремление поднять роль мужчины-танцовщика в балете. Для этого он создавал сложные по рисунку сольные партии танцоров.
Перро поставил балеты «Альма, или Мертвая девушка» в 1843 году (балет, поставленный для Фанни Черрито), «Ундина» в 1843 году, «Эсмеральда» в 1844 году, «Суд Париса» в 1846 году.
Карлотта была единственной героиней в его жизни. Утратив ее любовь, он отчаянно продолжал любить. В спектаклях Перро со всех сторон обыгрывал страницы своего неудавшегося брака.
Автобиографичность его балетов была столь явной, что он и не скрывал этого. Ему хотелось поделиться сокровенными мыслями и чувствами посредством балета. В «Эолине» ревнивый демон старался силой собственной воли подчинить себе девушку-оборотня, влюбленную в графа Эдгара. В «Эсмеральде» добродушный урод Квазимодо и скромный поэт Гренгуар всячкски стремились уберечь от бед беспечную цыганку, влюбленную в красавца офицера. В «Питомице фей» неприметный и неловкий парень Ален не мог найти в себе смелости, чтобы признаться в любви Изоре – невесте принца Гуго. Жюль-Жозеф проживал свои чувства к любимой женщине из балета в балет, словно мечтая о ее возвращении.
Карлотта Гризи и Жюль-Жозеф Перро встретились, она приехала к нему и они даже вместе танцевали.
В 1845 году в Лондоне встретились четыре балетные звезды – Гризи, Черрито, Люсиль Гран и Мария Тальони (Фанни Эльслер не приняла участия в этом проекте). Перро создал специально для них свой знаменитый «Па-де-катр». Необычайно сложно было создать такую постановку, чтобы ни одна из примадонн не только не была обижена, но и смогла бы показать все лучшие грани своего таланта, мирно и с достоинством принимая выступления соперниц. Перро продумал все просто блестяще.
Перро был терпелив со звездами. Он тактично разрешил споры по поводу очередности выхода балерин в спектакле, предложив вступать по возрасту, начиная с младшей. В итоге Гран с Гризи начинали, потом появлялись Черрито и Тальони.
Нет точных сведений причины отъезда Перро в Вену, вероятно по просьбе Фанни Эльслер. Для нее был поставлен прощальный балет «Фауст», в котором постановщик сам исполнил в нем роль Мефистофеля. А затем путешествие Перро в Россию. По словам некоторых историков, Перро в то время имел стремление к определенности в жизни. В 1851 году он был принят в труппу императорского театра как артист балета, а впоследствии стал главным балетмейстером.
В то время у него за спиной был богатый опыт и большой творческий багаж: новые интерпретации своих блестящих спектаклей, оригинальные постановки. Знакомство с лучшими балеринами Европы, с их профессиональными данными давали ему возможность ставить балеты, учитывая многогранность их таланта.
Балетные постановки Перро в разных редакциях представляли различающиеся по характеру образы. Историки балета до сих пор пытаются определить, какой вариант считать основной версией знаменитого спектакля.
Балет «Ундина, или Наяда», был представлен в трех вариантах — лондонский (1843), петергофский (1850), петербургский (1851)(петербургская версия называлась «Наяда и рыбак», партию Наяды исполнила Карлотта Гризи, тоже приехавшая в Санкт-Петербург, а партию Маттео – сам Жюль Перро). Главная линия была одинаковой (любовный треугольник Маттео – Ундина – Джанина), а вот образы главной героини, мотивации ее действий и даже сюжетные переплетения были различны. Даже финалы отличались.
Спектакль, поставленный в 1843 представлял собой романтическую драму: Ундина, влюбившись в рыбака Маттео, всеми силами пыталась попасть в мир людей. Она утопила соперницу Джанину и заняла ее место. Любовь Ундины была настолько безгранична, что она сделала выбор между любовью и бессмертием в пользу любви. Но всесильная владычица моря вернула Маттео невесту, а Ундина, вновь обретя бессмертие, осталась в глубине морских вод. Постановка 1850 года представляла собой романтическую поэму. Маттео и Джанина на веселом празднике в честь их помолвки, а Ундина изначально обречена на одиночество. Она всеми силами пытается обратить на себя внимание молодого человека, но все напрасно. В 1850 году появляется третья редакция балета с совершенно другим финалом. Ундина ухитряется заполучить обручальное кольцо, которое в нужный момент дает ей право стать законной невестой рыбака. Джанина оплакивает свою утерянную любовь на берегу, а торжествующая и счастливая Ундина с Маттео уплывают на дно моря. Три Наяды и три образа, различные по характеру; три кардинально отличающиеся финала. Какой же из этих балетов считать эталоном и брать за основную версию? На этот вопрос трудно ответить и сегодня.
За балетом «Ундина, или Наяда» последовали «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Питомица фей», «Армида» (этот балет был поставлен для Фанни Черрито).
Карлотта недолго пробыла в Санкт-Петербурге. Она исполнила главные партии в балетах «Война женщин» и «Газельда», которые поставил для нее Перро, а в 1853 году уехала в Варшаву с польским магнатом Радзивиллом. Сцену она оставила.
А Перро продолжал танцевать и ставить балеты. Он придумал для себя роль Пьера Гренгуара в «Эсмеральде». Неудачливый поэт смешен, но в тоже время предстает как ранимая личность. Он испытывает к Эсмеральде глубокое чувство, но эта любовь приносит ему лишь страдания, которые выражаются в танце и вызывают у зрителей слезы.
Герои Перро не обретали счастья, иногда сдавались и даже гибли, не сумев противостоять красавцам-соперникам.
Что касается исполнения ролей в балетах других авторов, Перро мог быть иным. Однажды он даже исполнил комедийную роль крестьянки Марселины в «Тщетной предосторожности».
«Перро, сочинявший всегда сам программы для своих балетов, был большим мастером на выдумку эффектных сценических положений, увлекавших и временами даже потрясавших зрителей», – отмечала петербургская танцовщица Екатерина Вазем.
В ранних постановках танцевального материала было не так много по сравнению с более поздними балетами. Надо отметить, что сочиняя танцы, Перро отталкивался не столько от танцевальных возможностей танцора, сколько от понимания драматического материала через танец.
В России он поставил восемнадцать балетов. Самыми успешными оказались те, которые имели достойную литературную основу: «Эсмеральда» (по мотивам «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго), «Фауст» (по мотивам пьесы Гёте) и «Корсар» (по мотивам поэмы Байрона). «Корсар» стал его последним петербургским спектаклем. Перро не поладил с директором императорских театров Сабуровым и гордо уехал в Париж, увозя с собой молодую жену Капитолину Самовскую, бывшую ученицу театральной школы. После него на место главного хореографа был приглашен Мариус Петипа.
В 1859 году Перро вновь появляется в Опере в качестве балетного педагога. С этого момента его жизни он не поставил ни одного спектакля. Зато на картинах Эдгара Дега можно увидеть Перро в роли Наставника, так прозвала его балетная молодежь.
Он купил виллу в Бретани, жил там, воспитывал двоих детей. И скончался 29 августа 1892 года, получив солнечный удар на рыбалке.
Постановки, ученики и партии и д.р.
- Королевская академия музыки, Париж
- 1841 — «Жизель» (совместно с Жаном Коралли, не был указан на афише)
- Королевский театр в Хеймаркете, Лондон
- 1836 — «Тарантелла»
- 1842 — «Вечерний карнавал»
- 22 июня 1843 — «Ундина» на музыку Цезаря Пуни (Ундина — Фанни Черрито, Маттео — сам балетмейстер)
- 9 марта 1844 — «Эсмеральда» на музыку Цезаря Пуни (Эсмеральда — Карлотта Гризи, Феб — Артур Сен-Леон, Грингуар — сам балетмейстер)
- 12 июля 1845 — «Па-де-катр» на музыку Цезаря Пуни для балерин Марии Тальони, Фанни Черрито, Карлотты Гризи и Люсиль Гран; премьера дана в присутствии королевы Виктории)
- 3 марта 1846 — «Катарина, дочь разбойника» на музыку Цезаря Пуни (Катарина — Люсиль Гран, Лейтенант Дьяволино — сам балетмейстер)
- 1846: «Парижский приговор»
- 1848: «Четыре времени года» на музыку Цезаря Пуни
- Театр Ла Скала, Милан
- 1849: «Фауст»
- Большой театр, Санкт-Петербург
- 1852: «Война женщин, или Амазонки девятого века»
- 1854: «Фауст»
- 1854: «Маркобомба»
- 1855: «Маркитантка» (по балету Артура Сен-Леона)
- 1856: «Мраморная красавица» (по балету Артура Сен-Леона)
- 1858: «Корсар»