Петипа, Мариус Иванович

Петипа, Мариус ИвановичМа́риус Ива́нович Петипа́ (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 — 1 (14) июля 1910) — французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.

Мариус Петипа родился в Марселе в семье французского артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Его старший брат Люсьен Петипа в дальнейшем стал известным танцовщиком, сестра Викторина Петипа — певицей и актрисой.

Учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и в Испании.

В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России — сначала как солист балета и педагог, с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 годы занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.

Первая жена Мариуса Петипа была  Мария Суровщикова, русская артистка балета, солистка Императорских театров. Их дочь — Мария (р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских театров. Второй женой стала Любовь Савицкая, дочь известного актёра Леонида Леонидова, артистка балета Императорских театров.

Мариус Петипа скончался в Гурзуфе. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий – он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.

Петипа, Мариус ИвановичТалантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, покинул родину не только потому, что в России ему предложили выгодное место. Во Франции его имя стало известным, и он мог сделать блестящую карьеру и не уезжая в чужую далекую страну. Но вот отношение к балету в Европе его не устраивало. О европейском балете он впоследствии говорил, что там «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает». Петипа определил «от противного» в этом высказывании те простые основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе – пластика, грация и красота.

Признание и награды

Петипа, Мариус ИвановичЗолотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте

Золотая медаль «За усердие» на Анненской ленте

Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Владимира

Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Александра Невского

Золотая медаль «За усердие» на Андреевской ленте

Орден Святого Владимира 4 степени

Орден Святой Анны 2 степени

Орден Святого Станислава 3 степени

Командор Ордена Академических пальм

Командор Ордена Короны Румынии

Офицер ордена Изабеллы Католички (Испания)

Командор ордена Льва и Солнца (Персия)

Медаль За спасение утопающих (Франция)

Постановки, ученики и партии

Опера Ле Пелетье, Париж
  • 22 декабря 1841 — дивертисмент* в опере Фроманталя Галеви «Королева Кипра», хореограф Жозеф Мазилье (с участием Адель Дюмилатр, Луизы Фицджеймс, Полины Леру и Огюста Мабиля)
Большой театр, Санкт-Петербург
  • 1847 — Люсьен Д’Эрвильи**, «Пахита», балетмейстеры М. Петипа и Фредерик (по Жозефу Мазилье)
  • 1848 — Фабио, «Сатанилла, или Любовь и ад», балетмейстеры М. Петипа и Ж. Петипа (по Жозефу Мазилье)
  • 1848 — Граф Альберт, «Жизель», балетмейстеры Жан Коралли и Жюль Перро
  • 1848 — Ахмет, «Пери», балетмейстер Фредерик
  • 1848 — Феб де Шатопер, «Эсмеральда», балетмейстер Жюль Перро
  • 1849 — Дьяволино, «Катарина, дочь разбойника», балетмейстер Жюль Перро
  • 1849 — «Мечта художника, или Одушевлённый портрет», балетмейстер Жюль Перро
  • 1849 — Освальд*, «Лида, швейцарская молочница», балетмейстеры М. Петипа и Жюль Перро
  • 1850 — Граф, «Своенравная жена», балетмейстер Жюль Перро
  • 1854 — Фауст, «Фауст», балетмейстер Жюль Перро
  • 1858 — Конрад**, «Корсар», балетмейстер Жюль Перро (по Жозефу Мазилье)
  • 1859 — «Парижский рынок», балетмейстер М. Петипа — Симон — первый исполнитель
  • 1862 — Лорд Вильсон и Таор*, «Дочь фараона» собственного сочинения

(*) — первый исполнитель партии
(**) — первый исполнитель партии в Санкт-Петербурге

Постановки в Большом театре Санкт-Петербурга

Петипа, Мариус ИвановичБалеты

  • 1847 — «Пахита» — Большой балет в 2 актах 3 картинах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Фредериком)
  • 1848 — «Сатанилла, или Любовь и ад» — Большой пантомимный балет в 3 актах 7 картинах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Жаном Петипа)
  • 1849 — «Лида, швейцарская молочница» — Демихарактерный балет в 2 актах 3 картинах Адальберта Гировеца, (совместно с Жюлем Перро), в бенефис Мариуса Петипа
  • 1858 — «Брак во времена регентства» — Балет в 2 актах Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
  • 1859 — «Венецианский карнавал» — Большое па де де Цезаря Пуни на тему Николо Паганини
  • 1859 — «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
  • 1860 — «Голубая георгина» — Фантастический балет в 2 актах Цезаря Пуни; возобновление — 1875 (1 действие)
  • 1862 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, для бенефиса Каролины Розати; возобновление — 1885
  • 1863 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, (по Жозефу Мазилье)
  • 1863 — «Ливанская красавица, или Горный дух» — Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах с прологом и апофеозом Цезаря Пуни
  • 1865 — «Путешествующая танцовщица» — Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Николая Гольца
  • 1866 — «Флорида» — Балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
  • 1867 — «Фауст» — Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах на музыку Джакомо Паницца и Цезаря Пуни, (по Жюлю Перро); возобновление — 1875
  • 1868 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, с новым па «Оживлённый сад» на музыку Лео Делиба, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление — 1880
  • 1868 — «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни, для бенефиса Генриетты Дор
  • 1870 — «Катарина, дочь разбойника» — Большой балет в 3 актах 4 картинах Цезаря Пуни (по Жюлю Перро)
  • 1871 — «Трильби» — Фантастический балет в 2 актах 3 картинах Юлия Гербера, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление — 1883
  • 1871 — «Две звезды» — Анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Екатерины Вазем, Анны Вергиной и Павла Гердта
  • 1871 — «Дон Кихот» — Большой балет в 5 актах 11 картинах Людвига Минкуса, новая редакция
  • 1872 — «Камарго» — Большой балет в 3 актах 9 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Адели Гранцовой
  • 1874 — «Бабочка» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1874 — «Наяда и рыбак» — Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
  • 1875 — «Бандиты» — Балет в 2 актах 5 картинах с прологом Людвига Минкуса
  • 1876 — «Приключения Пелея» — Мифологический балет в 3 актах 5 картинах Людвига Минкуса
  • 1876 — «Сон в летнюю ночь» — Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса
  • 1877 — «Баядерка» — Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1878 — «Роксана, краса Черногории» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса
  • 1879 — «Дочь снегов» — Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1879 — «Фризак цирюльник, или Двойная свадьба» — Комический фарс в 1 акте на музыку Ж. Снеля в оркестровке Людвига Минкуса
  • 1879 — «Млада» — Фантастический балет в 4 актах 9 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Евгении Соколовой
  • 1880 — «Дева Дуная» — Балет в 2 актах 4 картинах Адольфа Адана (по Филиппо Тальони), для бенефиса Екатерины Вазем
  • 1881 — «Зорайя, мавританка в Испании» — Большой балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса
  • 1881 — «Пахита» — Большой балет в 2 актах Эдуара Дельдеве с новыми номерами на музыку Людвига Минкуса: па де труа, гран па и детская мазурка
  • 1882 — «Пакеретта» — Большой балет в 4 актах 7 картинах на музыку Петера Бенуа, Цезаря Пуни и Людвига Минкуса
  • 1883 — «Кипрская статуя» — Балет в 4 актах 6 картинах с апофеозом Ю. И. Трубецкого
  • 1884 — «Жизель» — Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана (по Жану Коралли и Жюлю Перро)
  • 1884 — «Коппелия» — Балет в 3 актах Лео Делиба
  • 1885 — «Своенравная жена» — Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Людвига Минкуса
  • 1885 — «Тщетная предосторожность» — Комический балет в 3 актах 4 картинах Петера Гертеля (совместно с Львом Ивановым)
  • 1886 — «Приказ короля» — Большой балет в 4 актах 6 картинах А. Визентини

Танцы в операх

  • 1849 — «Марта» Фридриха фон Флотова — дивертисмент на музыку Цезаря Пуни в 1-м акте: национальный танец, характерное па, английское па; итальянская оперная труппа
  • 1868 — «Орфей» Кристофа Виллибальда Глюка — танцы и мимические группы
  • 1872 — «Гамлет» Амбруаза Тома — странствующие комедианты в 3-м акте, весенний праздник в 5-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1875 — «Аида» Джузеппе Верди — танцы жриц в 1-м акте, танцы негров, танцы альмей во 2-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1878 — «Тангейзер» Рихарда Вагнера; итальянская оперная труппа
  • 1879 — «Гуарани» Карлоса Гомеса — танец дикарей, па со стрелами, марш; итальянская оперная труппа
  • 1880 — «Царица Савская» Карла Гольдмарка — амазонки, невольницы, негры в 1-м акте, танец альмей, па баядерок, танец чёрта, вакханалия в 4-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1881 — «Мефистофель» Арриго Бойто — обертас в 1-м акте, хоровод на шабаше во 2 акте, хореа в 4 акте; итальянская оперная труппа
  • 1881 — «Король Лахорский» Жюля Массне — танцы альмей во 2-м акте, фантастический балет : адажио, мелодия и вариация, вальс и финал в 3-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1882 — «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера — танцы в 3-м акте
  • 1882 — «Гугеноты» Джакомо Мейербера — нимфы во 2-м акте, цыганский танец в 3-м акте
  • 1882 — «Фауст» Шарля Гуно — вальс во 2-м акте, Вальпургиева ночь в 5-м акте. В том же году состоялось первое представление «Вальпургиевой ночи» как отдельного балета.
  • 1883 — «Кавказский пленник» Цезаря Кюи — восточный танец, лезгинка в 3-м акте
  • 1884 — «Лалла-Рук» Фелисьена Давида — танец кашемиров в 1-м акте
  • 1884 — «Рогнеда» Александра Серова — хоровод, пляска скоморохов во 2-м акте
  • 1884 — «Демон» Антона Рубинштейна — восточная пляска и лезгинка во 2-м акте, возобновление
  • 1882 — «Кармен» Жоржа Бизе — морена во 2-м акте, бег быков, чулосы, пикадоры, фанданго, оле в 4 акте
  • 1885 — «Манон» Жюля Массне — танцы в 3-м акте

Постановки в Московском Большом театре

Балеты

  • 1848 — «Пахита» — Большой балет в 3 актах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье)
  • 1849 — «Сатанилла, или Любовь и ад» — Большой пантомимный балет в 3 актах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье); возобновление — 1866
  • 1864 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни; возобновление — 1891
  • 1868 — «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни
  • 1865 — «Путешествующая танцовщица» — Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни
  • 1868 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни и Лео Делиба
  • 1868 — «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни
  • 1869 — «Дон Кихот» — Большой балет в 4 актах 8 картинах Людвига Минкуса, в бенефис Анны Собещанской
  • 1870 — «Трильби» — Фантастический балет в 2 актах 3 картинах Юлия Гербера, в бенефис Полины Карпаковой
  • 1883 — «Ночь и день» — Фантастический балет в 1 акте Людвига Минкуса, парадный спектакль по случаю коронации Императора Александра III
  • 1896 — «Пробуждение Флоры» — Анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго
  • 1896 — «Прелестная жемчужина» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго, торжественный спектакль по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая II и Александры Фёдоровны

Танцы в операх

  • 1849 — «Страделла» Фридриха фон Флотова — полька во 2-м акте

Постановки в Мариинском театре

Балеты

  • 1870 — «Брак во времена регентства» — Балет в 2 актах Цезаря Пуни, возобновление
  • 1881 — «Маркитантка» — Балет в 1 акте Цезаря Пуни
  • 1886 — «Волшебные пилюли» — Феерия-балет в 3 актах 13 картинах Людвига Минкуса
  • 1886 — «Жертвы Амуру, или Радости любви» — Балет в 1 акте Людвига Минкуса, для прощального бенефиса Евгении Соколовой
  • 1886 — «Эсмеральда» — Балет в 4 актах 5 картинах Цезаря Пуни и Рикардо Дриго, (по Жюлю Перро); возобновление — 1899
  • 1887 — «Гарлемский тюльпан» — Фантастический балет в 3 актах 4 картинах Бориса Фитингоф-Шеля (совместно с Львом Ивановым)
  • 1888 — «Весталка» — Балет в 3 актах 4 картинах Михаила Иванова
  • 1889 — «Талисман» — Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах с прологом и эпилогом Рикардо Дриго, для бенефиса Елены Корнальба; возобновление — 1895
  • 1889 — «Капризы бабочки» — Балет в 1 акте Николая Кроткова; возобновление — 1895
  • 1889 — «Сон в летнюю ночь» — Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса, возобновление
  • 1890 — «Спящая красавица» — Балет-феерия в 3 актах с прологом Петра Чайковского
  • 1890 — «Ненюфар» — Хореографическая фантазия в 1 акте Николая Кроткова
  • 1891 — «Калькабрино» — Фантастический балет в 3 актах Людвига Минкуса, для бенефиса Карлотты Брианца
  • 1891 — «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни, возобновление для бенефиса Христиана Иогансона
  • 1892 — «Сильфида» — Балет в 2 актах Жана Шнейцхоффера с новыми музыкальными номерами Рикардо Дриго (по программе Филиппо Тальони)
  • 1892 — «Пахита» — Большой балет в 2 актах Эдуара Дельдеве и Людвига Минкуса, возобновление
  • 1892 — «Наяда и рыбак» — Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни, возобновление
  • 1892 — «Щелкунчик» — Фантастический балет в 2 актах Петра Чайковского по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
  • 1894 — «Тщетная предосторожность» — Комический балет в 3 актах 4 картинах Петера Гертеля, возобновление
  • 1895 — «Лебединое озеро» Петра Чайковского (совместно с Львом Ивановым), в бенефис Пьерины Леньяни
  • 1895 — «Пробуждение Флоры» — Анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго, возобновление для прощального бенефиса М. К. Андерсон
  • 1895 — «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни, возобновление для прощального бенефиса М. К. Андерсон
  • 1895 — «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» — Волшебный балет в 4 актах 8 картинах с апофеозом Цезаря Пуни (по Артуру Сен-Леону)
  • 1896 — «Привал кавалерии» — Характерный балет в 1 акте Ивана Армсгеймера, для бенефиса Марии Петипа
  • 1896 — «Млада» — Фантастический балет в 4 актах 9 картинах Людвига Минкуса, возобновление
  • 1896 — «Синяя борода» — Балет-феерия в 3 актах 7 картинах с апофеозом Петра Шенка, в бенефис за 50 лет службы Мариуса Петипа
  • 1898 — «Раймонда» Балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова, для бенефиса Пьерины Леньяни
  • 1898 — «Дочь фараона» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, возобновление для прощального бенефиса Анны Иогансон
  • 1899 — «Корсар» — Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни, Лео Делиба, с новым вальсом и адажио на музыку Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
  • 1899 — «Жизель» — Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана, возобновление для дебюта Энрикеты Гримальди
  • 1900 — «Испытание Дамиса» — Балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Пьерины Леньяни
  • 1900 — «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
  • 1900 — «Времена года» — Аллегорический балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Матильды Кшесинской
  • 1900 — «Арлекинада» — Балет в 2 актах Рикардо Дриго, для бенефиса Матильды Кшесинской
  • 1900 — «Баядерка» — Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, возобновление для бенефиса Павла Гердта
  • 1901 — «Фиаметта» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса (совместно с Львом Ивановым), для бенефиса кордебалета
  • 1903 — «Волшебное зеркало» — Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах Арсения Корещенко, в бенефис за 55 лет службы Мариуса Петипа

Танцы в операх

  • 1874 — «Тангейзер» Рихарда Вагнера — группы: вакханки, нимфы, грации, пастухи, сатиры, наяды и сирены в 1-м акте; возобновление — 1899
  • 1875 — «Демон» Антона Рубинштейна — восточная пляска и лезгинка во 2-м акте
  • 1882 — «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера — па де синк во 2-м акте, танцы в 3-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1882 — «Кармен» Жоржа Бизе — морена во 2-м акте, бег быков, чулосы, пикадоры, фанданго, оле в 4 акте; итальянская оперная труппа
  • 1882 — «Гугеноты» Джакомо Мейербера — нимфы во 2-м акте, цыганский танец в 3-м акте; итальянская оперная труппа; возобновление — 1899
  • 1883 — «Джоконда» Амилькаре Понкьелли; итальянская оперная труппа
  • 1883 — «Северная звезда» Джакомо Мейербера; итальянская оперная труппа
  • 1883 — «Ричард III» Жерве-Бернара Сальвейра; итальянская оперная труппа
  • 1883 — «Филемон и Бавкида» Шарля Гуно — танец вакханок во 2-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1884 — «Нерон» Антона Рубинштейна; итальянская оперная труппа
  • 1884 — «Альдона» Амилькаре Понкьелли — народный танец в 1-м акте, андалузский танец, танцы греческих невольниц, солдаты во 2-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1884 — «Лакме» Лео Делиба — танцы баядерок, терана, заклинание змей во 2-м акте; итальянская оперная труппа
  • 1886 — «Тамара» Бориса Фитингоф-Шеля — баядерки, лезгинка во 2-м акте, видения Тамары в 4-м акте
  • 1886 — «Руслан и Людмила» Михаила Глинки — танцы и группы с вуалями во 2-м акте, танцы невольниц Черномора, восточные танцы, лезгинка в 4-м акте
  • 1886 — «Мефистофель» Арриго Бойто — обертас в 1-м акте, хоровод на шабаше во 2 акте, хореа в 4 акте
  • 1887 — «Фенелла, или Немая из Портичи» Даниэля Обера — гюараш, болеро, тарантелла в 1-м акте
  • 1888 — «Джоконда» Амилькаре Понкьелли — фурлана в 1-м акте, Танцы часов: Утро, День, Вечер, Ночь в 3-м акте
  • 1890 — «Пиковая дама» Петра Чайковского — интермедия «Искренность пастушки» во 2-м акте
  • 1891 — «Иоанн Лейденский» Джакомо Мейербера — вальс во 2-м акте, редова, кадриль-патинер, па де фрилез в 3-м акте, группы и танцы в 5 акте
  • 1895 — «Дубровский» Эдуарда Направника — кадриль (контрданс) и полонез в 4-м акте
  • 1897 — «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка — группы ангелов
  • 1897 — «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера — тарантелла в 3-м акте
  • 1898 — «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта — выход масок, танец роз и бабочек, менуэт во 2-м акте
  • 1898 — «Фераморс» Антона Рубинштейна — танцы баядерок, танцы невест, общий танец в 1-м акте, группы баядерок в 3-м акте

Постановки на других сценах

  • 1855 — «Звезда Гренады» — Дивертисмент на музыку Цезаря Пуни — Михайловский театр
  • 1856 — «Русалка» Александра Даргомыжского — славянская и цыганская пляски во 2-м акте, танцы русалок в 4-м акте (совместно с Н. Гольцем) — Санкт-Петербург, Театр-цирк
  • 1857 — «Роза, фиалка и бабочка» — Хореографическая сцена в 1 акте Петра Ольденбургского — Царское Село, придворный спектакль
  • 1861 — «Терпсихора» — Балет в 1 акте Цезаря Пуни — Царское Село, придворный спектакль
  • 1866 — «Титания» — Балет в 1 акте Цезаря Пуни — Санкт-Петербург, дворец Великой княгини Елены Павловны
  • 1868 — «Амур-благодетель» — Балет в 1 акте Цезаря Пуни — Санкт-Петербург, школьный театр Театрального училища
  • 1868 — «Рабыня» — Дивертисмент на музыку Цезаря Пуни — Царское Село
  • 1875 — «Две звезды» — Анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни — Петергоф, парадный спектакль
  • 1876 — «Сон в летнюю ночь» — Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса — Петергоф, придворный спектакль
  • 1886 — «Жертвы Амуру, или Радости любви» — Балет в 1 акте Людвига Минкуса — Петергоф, парадный спектакль
  • 1891 — «Волшебная сказка» — Фантастический балет в 1 акте на музыку Рихтера — Санкт-Петербург, школьный театр Театрального училища
  • 1894 — «Пробуждение Флоры» — Анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго — Петергоф, парадный спектакль
  • 1897 — «Фетида и Пелей» — Мифологический балет в 1 акте на музыку Людвига Минкуса и Лео Делиба — Петергоф, парадный спектакль
  • 1898 — «Зорайя, мавританка в Испании» — Большой балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса, возобновление — Петергоф
  • 1898 — «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго — Петергоф, парадный спектакль
  • 1900 — «Испытание Дамиса» — Балет в 1 акте Александра Глазунова — Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
  • 1900 — «Времена года» — Аллегорический балет в 1 акте Александра Глазунова — Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
  • 1900 — «Арлекинада» — Балет в 2 актах Рикардо Дриго — Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
  • 1900 — «Ученики Дюпре» — Балет в 2 актах на музыку А. Визентини, Лео Делиба и др. — Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
  • 1902 — «Сердце маркизы» — Пантомима в 1 акте Эрнеста Гиро — Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
  • 1904 — «Роман бутона розы» — Балет в 1 акте 3 картинах Рикардо Дриго — Санкт-Петербург, Эрмитажный театр — премьера не состоялась
ИсточникИсточник_2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.