Мари́я Тальо́ни (итал. Maria Taglioni; 23 апреля 1804, Стокгольм — 22 апреля 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма. Мария родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппо Тальони. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни привлекательной внешностью. Несмотря на это, отец решил сделать из неё балерину. Мария училась в Вене, Стокгольме, а затем в Париже у Франсуа Кулона. Позже отец занимался с Марией сам. В 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не оставила сцены. Закончив выступления в 1847, жила преимущественно на виллах Италии. Давала уроки балета. Некоторое время сожительствовала с русским князем А. В. Трубецким, от которого родила сына. Князь Трубецкой позднее женился на её дочери от брака с Вуазеном. Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе. По ошибке, могилу балерины Тальони обычно ищут на кладбище Монмартра, хотя там похоронена только её мать, София Тальони (Sophie Taglioni). Тем не менее, администрация кладбища никак не стремится развеять это заблуждение, и среди молодых танцовщиков установился обычай оставлять свои первые пуанты именно на этой «псевдомогиле» их знаменитой предшественницы. На истинной могиле Тальони на Пер-Лашез люди тоже оставляют туфельки, но не в таком количестве — на монмартрской могиле просто целая груда пуантов. Со временем они разлагаются, теряют цвет и со стороны уже походят, скорее, на современную скульптурную композицию. На надгробии могилы Тальони следующая эпитафия: «Ô terre ne pèse pas trop sur elle, elle a si peu pesé sur toi» (Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе).
Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии
В 1822 году Филиппо Тальони поставил балет «Приём молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры», с которым Мария дебютировала в Вене. Танцовщица отказалась от присущих в то время балету тяжёлых нарядов, париков и грима, выходя на сцену только в скромном лёгком платье. Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Гранд-Опера. Затем она танцевала в Лондоне, в театре Ковент-Гарден. В марте 1832 года в парижской Гранд-Опера состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно она тогда ввела в балет пачку и тогда же впервые продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног. Следующие пятнадцать лет Мария Тальони гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Её репертуар состоял, главным образом, из постановок отца. Лучшие роли её были в балетах: «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора». По свидетельству очевидцев, танцы Тальони были воплощением грации и изящества.
В 1833 году садовник Пеан-Сильвен представил во Франции новый сорт чайной розы белого цвета с розовой сердцевиной, которому дал название «Тальони».
В 1836 Уильям Теккерей под псевдонимом «Теофиль Вагстаф» издал в Лондоне книгу «Флора и Зефир», представлявшую из себя сборник карикатур на Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.
Портрет Тальони с обозначением года её дебюта (1828, в действительности дебютировала в 1827-м), написанный Гюставом Буланже, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.
Постановки, ученики и партии
Эмма Ливри — звезда балета, воскресившая на некоторое время позабытые с уходом Тальони классические балетные традиции. С именем Ливри связана единственная балетмейстерская работа Тальони: для неё она поставила балет «Бабочка» (либретто А.де Сен-Жоржа, музыка Ж. Оффенбаха).
Репертуар
Гофтеатр, Вена
10 июня 1822 — Нимфа, «Приём юной нимфы ко двору Терпсихоры»
17 декабря 1822 — «Прекрасная Арсена», хореография Луи Анри на сборную музыку
август 1823 — «Амазонки», хореография Луи Анри на сборную музыку
Pas de châle, концертный номер
29 мая 1824 — Венера, «Психея» Армана Вестриса
Театр Штутгарта
«Пробуждение Венеры Амуром»
«Праздник в гареме»
Pas de deux (партнёр — Поль Тальони)
1825—1826 — Викторина, «Ярмарка» (Йеронимо — Джузеппе Турчи (Турчетто); Амазонка, «Меч и копьё»
12 марта 1826 — Данина, «Данина, или Жоко, бразильская обезьяна» (Дон Меаро — Антон Штюльмюллер)
Аглая, «Аглая»
Парижская Опера
23 июля 1827 — вставное pas de deux на музыку Йозефа Майзедера, премьера балета Анатоля Пети «Сицилиец» (партнёр — Поль Тальони)
«Цена танца», вставной номер в опере Гаспаре Спонтини «Весталка»
вставное pas de deux в балете Жана-Батиста Блаша «Марс и Венера, или Сети Вулкана»
2 июля 1828 — Лидия, «Лидия» Жана-Пьера Омера, музыка Луи Герольда
29 августа 1828 — Венера, «Марс и Венера, или Сети Вулкана» Жана-Батиста Блаша
17 декабря 1828 — Золушка, «Золушка» Альбера
23 февраля 1829 — Психея, «Психея» Пьера Гарделя, музыка Жана Шнейцхоффера
27 апреля 1829 — Повелительница наяд, «Красавица спящего леса» Жана-Пьера Омера, музыка Луи Герольда
3 августа 1829 — Тирольский танец, премьера оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль»
3 мая 1830 — Нюка (танец рабыни* в последнем акте балета Жана-Пьера Омера «Манон Леско», музыка Фроманталя Галеви
Берлин
май 1830 — «Новая амазонка»
Лондон
3 июня 1830 — Флора, «Зефир и Флора» Шарля-Луи Дидло (возобновление Альбера, он же исполнил роль Зефира)
Парижская Опера
30 августа 1830 — вставное pas de deux в опере «Фернандо Кортес» (партнёр — Жюль Перро)
13 октября 1830 — Золое, «Бог и баядерка, или Влюбленная куртизанка», опера-балет на музыку Даниэля-Франсуа Обера, сценарий Эжена Скриба
14 марта 1831 — Флора, «Зефир и Флора» Шарля-Луи Дидло (Зефир — Жюль Перро)
21 ноября 1831 — Призрак аббатисы Елены (танцы монахинь-призраков*), премьера оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол»
12 марта 1832 — Сильфида, «Сильфида» на музыку Жана-Мадлена Шнейцхоффера (Джеймс — Жозеф Мазилье)
7 ноября 1832 — Натали, «Натали, или Швейцарская молочница»
4 декабря 1833 — Зюльма, «Восстание в серале» на музыку Теодора Лабарра (Измаил — Жозеф Мазилье)
Лондон
21 июня 1834 — «Охота нимф» на музыку Даниэля-Франсуа Обера
Парижская Опера
8 апреля 1835 — Брезилья, «Брезилья, или Племя женщин» на музыку Венцеля фон Галленберга (Замора — Жозеф Мазилье), «Романеска», танцевальний дивертисмент в опере Д.-Ф. Обера «Густав III, или Бал-маскарад» (партнёр — Огюст Вестрис)
21 сентября 1836 — Флёр де Шан, «Дева Дуная» на музыку Адольфа Адана
Большой театр, Санкт-Петербург
23 ноября 1838 — Гитана, «Гитана, испанская цыганка» (Фредерик — Николай Гольц)
1838 — Миранда, «Миранда, или Кораблекрушение»
1839 — «Креолка»
22 ноября 1839 — графиня Анжела, «Тень» на музыку Людвига Маурера (рыцарь Лоредан — Николай Гольц)
1840 — «Озеро волшебниц»
5 февраля 1840 — «Морской разбойник» на музыку Адольфа Адана
1841 — «Аглая, воспитанница Амура», «Дая, или Португальцы в Индии»
26 февраля 1842 — Герта, «Герта, или Царица эльфрид»
Королевский театр Хеймаркет, Лондон
12 июля 1845 — Pas de Quatre Жюля Перро, (вместе с Карлоттой Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран)
24 июля 1845 — «Диана» Жюля Перро (он же исполнил роль Эндимиона)
23 июля 1846 — Геба, «Суд Париса» Жюля Перро (Парис — Артур Сен-Леон, Венера — Фанни Черрито, Минерва — Люсиль Гран)