Происхождение

История народного украинского танца очень длинная, насыщенная эмоциями и переживаниями многих поколений нации. Танец, как и песня, отображает душу народа, все его волнения — радостные и печальные, героические победы и горестные поражения, трудовые достижения, юмористические черты в сочетании с трагизмом. Украинские народные песни и танцы славятся в целом мире благодаря ярко выраженному национальному колориту, силе духа, эмоциональной насыщенности, неповторимости мелодии, ритма, движений.

Украинские народные танцы покоряют иностранцев переходом от пылкой страсти, кульминационных порывов к спокойному, нежному течению, ведь особенно женские движения часто напоминают водную гладь — то бурлящую, то тихую…

Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний — порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с колядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси.  Хороводы вокруг майского дерева «Маринонька», в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием — «Веснянка». В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых, пляски парней с девушками вокруг костра и т.д.

Известные танцы

Гопак  –  украинский народный танец. Название происходит от украинского восклицания «гоп», произносимого во время исполнения танцевальных элементов. Это любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Движения довольно трудные, требуют неслабой физической подготовки, однако исполняются непринужденно, с улыбкой. Девушки же танцуют весело, заигрывая, попеременно меняя шаловливое настроение на скромность, застенчивость . Редко, для создания особого эффекта, парни танцуют с саблями казаков.

Казачок – украинский народный танец. Назван в честь запорожских казаков. Часто казачок называют упрощенным гопаком. Его исполняют только попарно, размер 2/4, без сложных трюков. Участие девушек придает танцу нежности, лиричности, мягкости. Приветствуется импровизация, юмористические элементы. Польский композитор С. Дусяцкий считается первым музыкальным обработчиком казачка;

– украинский народный танец — традиционный жанр народной (карпатской) музыки. Возник в городе Коломыя  Ивано-Франковской области (Украина). Исполняется в сопровождении коротких песен с аналогичным названием. Песни чаще всего юмористического характера, реже исторического, бытового. Танцуют коломыйку попарно или четное количество исполнителей, ставши в круг.

Основные элементы костюмов

История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси.

Живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты – поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье – красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.

Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок, украшенный разными украшениями – бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины – высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани. Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды.

Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, – мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи – меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.

Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.

Коллективы и личности

П.П. Вирский — один из выдающихся танцовщиков, пионер в интерпретации украинского народного танца на сцене. Он фактически перевернул всю историю и развитие народной хореографии, подняв национальное творчество на уровень высокого профессионализма. Поставленные им программы отличались характерной поэтической обобщённостью образов, в них находили место юмор, сатира, героика, лирика. Его работы имеют свой особый танцевальный «почерк»: артисты танцуют не только ногами, но и корпусом, каждое движение очень выразительное, театральное. Вирский был новатором: первый применил в танце элементы кино, стремился оживить академический танец народным и осмыслить театральным действием. В творческой практике балетмейстера определились два основных стилистических направления: в одном из них реалистическое отображение жизни возникало из логического развития действия и эмоционального состояния персонажей, проиллюстрированных танцевально-игровыми движениями. Номера этого направления слагались из многих мелких деталей. Танцы другого направления воссоздавали обобщённые образы действительности. П. П. Вирский создал около ста отдельных номеров. Он интерпретировал только украинский фольклор, на его основе создавал как массовые и красочные хореографические полотна, так и проникновенные лирические, героические или юмористические танцевальные миниатюры. Творчество П.П. Вирского синтезировало достижения нескольких поколений украинских хореографов в сфере сценической интерпретации народного танца. Он всегда опирался на традиции, но воспринимал их творчески, обогащая опытом профессионального классического танцовщика и талантливого многопланового хореографа.