Карл-Фредерик-Людовик Дидло или Шарль-Луи Дидло (франц. Charles-Frédéric-Louis Didelot; 27 марта 1767г., Стокгольм, Швеция – 7 ноября 1837, Киев, Российская империя). Когда ему было девять лет, его отвезли в Париж. Его учителем стал Жан Доберваль. В сентябре 1801 года он с женой и маленьким сыном приехал в Россию в Санкт-Петербург, где стал первым танцовщиком, главным балетмейстером, преподавателем танцев в балетной труппе и в училище. Но в 1811 году Дидло покинул Санкт-Петербург. Он уехал в Лондон и проработал там до 1816 года. Летом 1816 года Дидло вернулся в Россию. После шестидневной болезни он скончался в Киеве 7 ноября 1837 года.
Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии
22 мая 1788 года поставил свои первые два одноактных балета – «Милость сеньора» и «Ричард Львиное Сердце». Успех был такой, что с начинающим хореографом заключили контракт на несколько сезонов.
В Лондоне он поставил балеты, которые принесли ему известность: «Любовь маленькой Пегги», «Караван на отдыхе», «Отомщенная любовь», «Зефир и Флора», «Счастливое кораблекрушение», «Ацис и Галатея» – всего одиннадцать балетов за пять лет.
Шарль-Луи Дидло произвел целый переворот в современной ему хореографии и в новой должности первым делом взялся за реформы: упразднил тяжелую «униформу» танцовщиков. Дидло убрал парики, шиньоны, туго зашнурованные корсеты, тяжелые башмаки с пряжками. Он сделал костюм легким и невесомым. Руки, плечи и шея оставались обнаженными, волосы у женщин укладывались в греческий узел или распускались и украшались цветами. Реформа костюма была напрямую связана с изменениями в хореографической технике. Сценический танец окончательно перестал быть более сложной формой салонного и приобрел черты современного классического танца с ясностью и четкостью линий тела, большей амплитудой движений рук, корпуса и особенно ног, полетностью, что привело и к большей свободе движений. Преобразования в технике танца неминуемо привели к изменениям в системе обучения, которые сделал Дидло, находясь во главе труппы и балетной школы.
Шарлю Дидло принадлежит идея позы на пуантах. Эту позу в дальнейшем разработал другой хореограф — романтического направления, Филипп Тальони, создав танец на пуантах.
Большой заслугой Дидло было обращение к произведениям русской литературы (Пушкин), для России это был большой шаг вперед.
Постановки, ученики и партии
Ученики
М.И. Данилова, А.И. Истомина, И.А. Шемаев, А.А. Лихутина, Я.Люстих, Е.А. Телешева, А.П. Глушковский, Н.О. Гольц, В.А. Зубова, П.И. Дидье (танцор и балетмейстер), И.И Сосницкий (драматический актер), П.А. Каратыгин, А.Я. Воробьева (будущая певица).
Постановки
1786г. — Па-де-де (Стокгольм)
1787г. — танцы к опере композитора Э.Гретри по литбретто Мармонтеля «Земира и Азор» (Лондонский Королевский театр, закрытие сезона)
1788г. — «Ричард Львиное Сердце» (Лондон)
1789г. — L’Embarquement pour Cythère (Лондон)
1796- 1801гг. — «Любовь маленькой Пегги» (Лондон)
1795г. — «Метафорфоза» (Lа métamorphose, посвященный Добервалю; Лион; на следующий 1796 год постановка перенесена в Лондон)
1796г. — «Отомщенная любовь» (Лондон)
1796г. — «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» (музыка Ч. Босси)
7 июня 1796г. — «Зефир и Флора» на музыку Ч. Босси по собственному либретто, Лондонский Театр Её Величества (Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло)
1797г. — «Ацис и Галатея» Ч. Босси (Лондон)
1797г. — «Сафо и Фаон» (Лондон)
1801г., май «Хензи и Тао» Ч.Босси (Лондон, Королевский театр)
1802г. — «Аполлон и Дафна» (автор музыки неизвестен, Петербург)
1803г. — «Роланд и Моргана» (музыка Кавоса и Антонолини)
1803г. — «Фавн и Гамадриада»
1804г. — «Зефир и Флора» (музыка К. А. Кавоса, перенос лондонской постановки, но с некоторыми изменениями; Эрмитажный театр, Санкт-Петербург)
1806г. — «Роланд и Моргана»
1806г. — «Лаура и Генрих»
1807г. — «Медея и Ясон»
1807г. — балет в опере Ф. А. Буальдьё «Телемак на острове Калипсо».
27 мая 1808 года — «Дон Кихот» (композитор А. Венюа)
1808г. — «Зефир и Флора» (Эрмитажный театр, Санкт-Петербург, композитор К. Кавос; Зефир — Дюпор, Флора —Данилова) (Ю. Бахрушин назвал спектакль первым появлением балерины на пуантах, чего другие источники не подтверждают)
1809г. — «Амур и Психея» (музыка К. Кавоса)
7 апреля 1812 — «Зефир и Флора» (музыка А. Венюа, Ковент-Гарден, Лондон)
1812г. — «Королева Голконды» (Лондон)
1813г. — «Летний вечер» (Лондон)
1813г. — «Венгерская хижина, или знаменитые изгнанники» (музыка А. Венюа, Лондон)
1814г. — «Алжирский базар» (Лондон)
1815г. — «Зефир и Флора» (Лондон, с новой музыкой А. Венюа)
1815г. — «Зефир и Флора» ((музыка Венюа), Гранд-Опера, Париж (при содействии бывшего в то время в Париже великого князя Константина Павловича; одно из представлений посетили находившиеся тогда в Париже союзные монархи и Людовик XVIII лично выразил свое удивление и восхищение великому хореографу; упоминание о первом вставании балерины (французская балерина Женевьева Госселен) на пуанты))
1816г. — «Ацис и Галатея» (музыка К. Кавоса, Санкт-Петербург)
1816г. — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду»
1817г. — «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (музыка Ф. Антонолини)
1817г. — «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» (А. Венюа (спектакль выдержал около 100 представлений))
1817г. — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду»
1817г. — «Аполлон и музы» (Санкт-Петербург)
1817г. — «Молодая Молочница, или Нисетта и Лука» (музыка Ф. Антонолини)
1818г. — «Зефир и Флора» (музыка К. Кавоса, Санкт-Петербург)
1818г. — «Ациз и Галатея»
1818г. — «Молодая островитянка, или Леон и Тамаида» (балет сочинен и поставлен за три дня для бенефиса первого танцовщика Петербургской труппы Антонина)
1818г. — «Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гарун-аль-Рашида» (музыка Ф. Антонолини)
1821г. — «Приключение на охоте» (мини-балет К. Кавоса; начало 2-го акта изображает фламандскую сцену с находящейся в Эрмитаже картины Теньера)
5 марта 1819г. — «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» (музыка К. Кавоса и его ученика Сушкова, дополнен также музыкой Т. В. Жучковского (премьера в бенефис Огюста, с Огюстом и Колосовой в главных ролях; балет выдержал 110 представлений, давая полные сборы))
1819г. — «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище» (музыка Ф. Антонолини)
1820г. — «Карл и Лизбета, или Беглец против воли» (композитор П. Ф. Турика (по другим утверждениям: Хорна), Петербург)
1820г. — «Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса»
1820г. — «Кора и Алонзо, или Дева солнца» (музыка Ф. Антонолини)
1821г. — «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» (музыка Ф. Антонолини)
1821г. — «Возвращение из Индии» (Санкт-Петербург)
1821г. — «Роланд и Моргана» (музыка К. Кавоса и Ф. Антонолини)
1823г. — «Кавказский пленник, или Тень невесты» (музыка К. Кавоса, по Пушкину)
1824г. — «Золушка» — (Cendrillon, по хореографии Л. Дюпорта (фр. Louis Duport), Санкт-Петербург)
1825г. — танцы в постановке А. А. Шаховского к спектаклю «Руслан и Людмила», по Пушкину
1825г. — «Федра и Ипполит» (музыка К. Кавоса и П. Турика)
1827г. — «Деревенский праздник»