Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несет в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережет все, что отражает их жизнь. Танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец  стал одной из форм эстетического воспитания. Каждый народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием, которые имеют свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.

В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии. Таким образом, народный танец как один из видов хореографического искусства выступает специфической формой отражения действительности.

С появлением больших городов и технологий, с развитием новых современных стилей и направлений народный танец начал терять свое функциональное предназначение и забываться. Поэтому народный танец во всей своей красе пришел на сценическую площадку. Александр Викторович Ширяев и Альфред Бекефи, танцующие характерные танцы, осознали необходимость тренировочных упражнений, которые бы подготавливали артистов к выступлениям. Таким образом, позаимствовав ряд упражнений из экзерсиса классического танца и переработав их, появился первый тренировочный экзерсис и первый шаг к созданию четко установленных методов, терминологии, единой системы народного танца. После этого начинания, стали выходить и первые печатные издания по методике преподавания народного танца, «Основы характерного танца» авторами которого были А.Ширяев, А.Лопухов, А.Бочаров, «Народный танец» Т. Ткаченко. Эти труды и сегодня являются настольным пособием преподавателей по «народно-сценическому танцу».

После долгого застоя России в развитии народного творчества и народного танца в том числе, из-за обширного веяния западной культуры, в народных массах создалась огромная пропасть между ними и культурными, духовными традициями. Благодаря настоящим патриотам удалось сохранить народное творчество. В хореографии это, конечно же, люди национальной гордости такие как, Устинова Татьяна Алексеевна, Надеждина Надежда Сергеевна, Моисеев Игорь Александрович и мн. др.

Список использованной литературы:

  1. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореограф. отд-ий ин-тов культуры, балетмейст. ф-ов театр. ин-тов и учащихся хореограф. училищ. – М.: Искусство, 1981. – 270 с., 4 л.
  2. Синицина Н.В. Танец и методика преподавания. Народно-сценический танец. Методические рекомендации по дисциплине для студентов специальности «Народное художественное творчество (хореография)» — Киров: КФ, 2011. – 50с.
  3. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: Учебное пособие. – СПб.: ИГУП, 1996. – 132 с.
  4. Захаров В. М. Поэтика русского танца: Народная художественная культура регионов России: обряды; песня; танец; костюм; промыслы. II Том. М., 2004. — 440 с.