Происхождение

Изначально танцы были частью обрядов армян-язычников. Первые известные упоминания историков и писателей о танцах относятся к V в.

Все празднества сопровождались ряжеными представлениями  с песнями и плясками, в основе которых лежали сюжеты из мифов. Во дворцах феодальной знати выступали наемные танцовщики и танцовщицы.

У армянского народа было строгое разделение по возрастным категориям (дети, подростки, юноши и девушки, холостые и незамужние, молодые женатые и замужние, мужчины и женщины среднего возраста, старики и старухи), что послужило развитием соответствующих плясок. Эти категории являлись хранителями многих обрядовых, эпических, лирических плясок и театральных представлений. Они были основным звеном в передаче традиционного фольклорного искусства от поколения к поколению.

Основные формы и классификация танцев

Армянские народные танцы делятся на коллективные, групповые, дуэтные и сольные. В коллективных число участников практически не ограничено. Часто пляшут всем селом. Однако число участников находится в прямой зависимости от сложности танцевальных фигур и темпа танца. Так, если там много прыжков, темп быстрый, то, естественно, для правильного исполнения его необходимо ограниченное число участников. А в медленных коллективных плясках могут участвовать почти все желающие. В групповых плясках участвуют не более восьми-десяти человек. Это сложные по своим движениям и ритму танцы, которые могут исполнять лишь талантливые танцоры. Замечательное место в групповых танцах занимают пляски-состязания, где участники делятся на две партии. Число пар обычно не превышает четырех-шести. В дуэтных плясках участвуют мужчина и женщина или лица одного пола. Сольные пляски могут исполнять как мужчины, так и женщины. Чаще всего они женские. Как правило, эти пляски трехчастные. Медленная часть может быть в начале либо в середине. В старину сольные пляски начинались с медленного темпа. Сейчас наблюдается  обратное явление, сложившееся, по-видимому, под влиянием городского танцевального фольклора или сценических танцев. Деление участников по полу и возрасту — одна из наиболее характерных черт армянского танцевального фольклора. Пляски бывают по составу смешанные, мужские, женские и детские. В смешанных плясках прослеживаются два вида построения: сначала мужчины, потом все женщины или мужчины и женщины вперемежку. Предводителем (ведущим), чаще всего был мужчина среднего возраста. За ним следовали женатые, далее холостые парни, женщины и, наконец, девушки. Причем последний мужчина и первая женщина должны были состоять в родстве или свойстве. В таком построении явно проступает определенная иерархия, отражающая правовое положение в обществе. Важно и то, что даже в круговых плясках, где нет фактически ни первого, ни последнего танцора, мужская половина ассоциировалась с «головой», авангардом, а женская — с концом, «хвостом». В построении в ряд это деление на «голову» и «хвост» было уже явным. Вообще считалось более почетным стоять ближе к ведущему. Это было местом самых уважаемых людей и лучших танцоров. Не менее почетным было стоять в построении самым последним. Им тоже обязательно был мужчина. Ряд плясок в древности был связан с верованиями, обрядами. Очень часто содержание этих плясок зависело от пола исполнителей и их возраста.

Известные танцы:

«Мартлоцик», «Трахаг» («Танец с саблями»), «Ханчал пар» («Танец с кинжалами»), «Яр хушта» («Товарищ по оружию»), «Цап пар» («Танец с хлопками»), «вер-вери» (вверх-вверх), «кочари», «Дынго» («Ступка»), «Экек цеценк сохи у схтор!» («Давайте толочь лук и чеснок!»), «Касаб аваси» («Пляска мясников»).

Основные элементы костюмов

Женский костюм (Восточная Армения)

Нательная одежда:

Основу женской нательной одежды, как и мужской, составляли рубаха и нижние штаны. В Восточной Армении женщины носили длинную красную рубаху – халав.

Праздничные штаны шились из шелковой красной ткани на подкладке из белого полотна.

Верхняя одежда:

Армянка из Шуши. Конец XIXв.

Армянка из Шуши

Длинное распашное платье – архалух с цельнокроеными передними полочками и подрезной спинкой, изящным длинным вырезом на груди, застегивающимся только на талии. Полагалось иметь два платья: будничное – из хлопчатобумажной ткани и праздничное – из дорогой шелковой ткани.

Неотъемлемой частью традиционной женской одежды был пояс. Завязывали его спереди, а концы закрепляли сзади.

Головной убор:

Зангезурские женщины в архалухах и головных уборах "башенкой". Начало XXв.

Зангезурские женщины

Самым характерным и сложным в восточно-армянском комплексе был женский головной убор, относящийся к типу «с закрытым подбородком и ртом». В девичестве волосы свободно отпускали назад несколькими косичками и повязывали голову платком. «После замужества армянке “повязывали голову”, т.е. надевали на голову особую “башенку” – palti (Нагорный Карабах, Сюник), pali, poli (Мегри, Агулис), baspind (Ереван, Аштарак) – высотой от 8 до 15-18 см из нескольких слоев проклеенной мукой бумажной ткани. Под нее на лоб повязывали ленточку с монетами (серебряными, очень богатые – с золотыми) или с особыми висюльками, а по обеим сторонам лица через виски свисали серебряные или вперемежку с кораллом шарики. Нос и рот туго повязывали сначала белым, а затем и цветным (красным, зеленым) платком, завязывая концы или скрепляя их крючками у затылка. Весь этот сложный убор покрывался цветным платком и укреплялся перекинутой через голову широкой (4-5 см) серебряной или золотой цепью с крючком. Казалось, словно вся верхняя половина лица выглядывала из четырёхугольной рамки.

Женский костюм (Западно-армянский комплекс)

Пожилая женщина в традиционной одежде. Горис (Сюник). 1961г.

Пожилая женщина

Западно-армянский комплекс женской одежды отличался яркой цветовой гаммой и богатым декоративным оформлением. Нательная одежда по покрою была аналогична восточно-армянской с той лишь разницей, что рубахи шились из белой хлопчатобумажной ткани.

Верхняя одежда:

Западные армянки носили распашное цельнокроенное платье — ant’ari или zpum, xrxa с маленьким стоячим воротником, расширенными книзу рукавами боковыми разрезами ниже бедер. Поверх антари по торжественным случаям, а также в холодное время года надевали платье — juppa, без боковых разрезов. Это платье могло быть праздничным (из бордового, фиолетового, синего бархата или шелка, цветной шерстяной ткани в полоску) и повседневными (из темно-синего сукна). Разрез на груди, края рукавов, весь подол платья украшались рельефным золотым шитьем в 5-7 см ширины растительного рисунка.

Отличительной характерной особенностью традиционной женской одежды в Западной Армении был передник – mezar, он был необходимой частью наряда. Классический вариант его — передник из красного сукна в комплекте одежды Карина-Ширака с изысканным шитьем и тесьмой, который повязывался на антари.

Головной убор:

Деталь девичьего головного убора. Васпуракан. XIXв.

Женский головной убор

Женский головной убор выделялся особым богатством и красотой. Девушки заплетали волосы в многочисленные косы (до 40), из которых передние перекидывали вперед на грудь, а задние при помощи серебряных цепочек располагали по спине, удлиняли косы искусно вплетенными шерстяными нитками в цвет волос, украшая из серебряными шариками и кистями. Украшали серебряными украшениями и войлочную шапочку формы фески без кисточки. На нее вешали на цепочках спереди ряд новолунниц, листочков, цепочек, амулетов, а у висков — нависочники — eresnoc. Во многих районах на феску сверху пришивались серебряная плошка с чеканными цветами, изображениями ангелов, солнечных лучей и т.п.

Мужской костюм (Восточно-армянский комплекс)

Мужской архалух. Лори. Конец XIXв.

Мужской архалух

Домотканая чуха. Иджеван (Тавуш). XIXв.

Домотканая чуха

Основу нательной мужской одежды армян Восточной Армении составляли нижняя рубаха и штаны.Поверх нательных штанов надевали шаровары — шалвар (арм.Շալվար).

Основу верхней плечевой одежды в Восточной Армении составляли архалух и чуха. Одежда типа архалуха имеет у армян многовековую традицию. Архалух обычно опоясывали серебряным поясом, реже ремнём или же кожаным поясом с накладными серебряными пуговицами. В XX веке в связи со значительными социально-экономическими изменениями в жизни сельского общества, а также под влиянием городской моды изменениям подвергся и мужской костюм армян. Архалух постепенно начал вытесняться блузой, а затем пиджаком.

Меховые бурки. Апаран. Ереван. Середина XIXв.

Меховые бурки

Поверх чухи одевали муштак или бурку, а позже как городское влияние — пальто, шинель, телогрейку. Овчинную шубу — курк или муштак как одежду очень дорогую носили зажиточные лица, в основном старшего поколения. Бурка была единственной накидной одеждой в традиционном костюме армян. Армяне носили бурку двух видов: меховую и войлочную. Меховую бурку изготавливали из козьей шерсти, мехом наружу, используя для этого длинноворсовый мех. Войлочную бурку,а в некоторых районах — меховую (Лори) носили пастухи. Она имела сильно торчащие прямоугольные плечи, придающие ей вид трапеции, широкой в плечах и резко суживающейся книзу.

Обычным головным убором армян была меховая шапка — папа́х (арм. փափախ), сшитая из овечьих шкур, имеющая по форме локальные различия.

Мужской костюм (Западно-армянский комплекс)

Западноармянский мужской комплекс с верхней одеждой джуппа. Карин, Ахалцих. XIXв.

Мужской комплекс

Традиционная одежда армян Западной Армении в основе своей была распашной и, несмотря на региональные различия, имела общий схожий силуэт, яркую цветовую гамму и отличалась красочностью и обилием вышивки.
В зависимости от региона, обшлага штанин, боковые швы, а также карман окаймлялись толстой кручёной чёрной шёлковой нитью (Малая Армения), расшивались шерстяными нитками, цветными бусинками, обшивались золотыми или чёрными шёлковыми нитями (Киликия). Подобные широкие штаны носили в советской Армении переселенцы из Западной Армении (Сасун) и выходцы из Ирана (г. Маку).

Верхняя одежда:

Аба - мужская верхняя короткая войлочная одежда. Васпуракан, Шатах. XIXв.

Аба

Западно-армянский мужской комплекс с верхней одеждой джуппа. На рубаху надевали род жилета, елак (елек) с открытой грудью, из-под которого хорошо была видна расшитая грудь рубахи. Подобный жилет был характерным компонентом традиционного мужского костюма только Западной Армении. Сверху на жилет надевали короткую, до талии, и открытую спереди шерстяную куртку — бачкон, салта с цельнокроенными рукавами, нередко стёганую.
Поверх надевали короткую (до талии) распашную одежду с короткими рукавами — казахик из козьего меха или войлочную аба. Козью курточку, обшитую по краям тесьмой и с пучками меха на плечах, носили в основном зажиточные сельчане.

Казахик - мужская верхняя короткая меховая одежда. Харберд. XIXв.

Казахик

Пояс непременная часть мужского костюма в большинстве регионов Западной Армении отличался своеобразием. Глубокие складки пояса служили своего рода карманами для платка, кисета, кошелька. За такой пояс можно было заткнуть и длинную трубку, и нож с ручкой, при нужде и кинжал». Серебряный пояс был принадлежностью городского костюма, его носили в Карине, Карсе, Ване и других центрах высокоразвитого ремесленного производства. У горожан, ремесленников, состоятельных крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях.

Головной убор:
Головным убором в Западной Армении были шапки различной формы (полусферические, конусообразные): войлочные, шерстяные вязаные и тканые, которые обычно носили в дополнении с платком.

Коллективы и личности

Лисициан, Србуи Степановна (1893-1979) – советский учёный, искусствовед, исследователь танцевального и театрального фольклора. Доктор исторических наук (1961). Занималась исследованием этнической хореографии, историей армянского танцевального искусства.

Аристакесян Ваграм Авакович (1889-1978) — заслуженный деятель искусств Арм.ССР. В 1926 г. стал постановщиком первого балетного спектакля в Армении. В 1925 г. первым в СССР организовал и возглавил государственный этнографический ансамбль.

Государственный ансамбль армянской народной песни и пляски – создан в 1938 г. в Ереване. Художественный руководитель Т. Алтунян, балетмейстер Э. Манукян.